Найти тему
The Economist Access

Европейцы и американцы в китайских корпорациях

Оригинал The Economist

Пандемия коронавируса привела к некоторым тревожным моментам в отношениях между Китаем и … остальным миром. Но в долгосрочной перспективе экономическая мощь Китая возрастет, и это означает, что все больше иностранцев в конечном итоге поедут работать на китайские корпорации.

В книге «За рамками: преодоление трудностей и достижение успеха на китайском рабочем месте» Пол Росс, руководитель, работавший в Китае, описывает некоторые трудности, с которыми сталкивался и сам.

Почва для недоразумений определённо имеется. Распространенная жалоба иностранных сотрудников, работающих в китайских фирмах, заключается в том, что они не всегда понимают, чего от них ожидают, и не понимают, хорошо ли они работают, даже получив обратную связь.

Это связано с различиями в корпоративной культуре. Социологические исследования показывают, что китайская культура более коллективистична и демонстрирует большее уважение к авторитету, чем где-либо еще (хотя нация с населением 1,4 миллиарда человек не может иметь единого менталитета).

Росс говорит, что китайские сотрудники полагаются на неформальное общение для получения информации, устраняя необходимость в более формальных определениях своих обязанностей.

В результате один американец, работавший на китайскую группу компаний, пришел к выводу, что идеальным западным кандидатом является тот, кто чувствует себя комфортно в условиях неопределенности, быстрых и неожиданных перемен и проявляет инициативу.

Отношения между менеджером и персоналом более иерархичны, чем на западе.

Китайские менеджеры иногда просят сотрудников выполнять поручения или выполнять небольшие личные задания – купить жене букет на день рождения, например.

А вот соревноваться с начальником – не очень хорошая идея. Мистер Росс рассказывает, что сотрудники никогда не должны прямо отвергать идею босса. Если возникает трудность в осуществлении плана, то они должны винить в этом только внешние факторы.

Работа в течение длительного времени, по-видимому, является способом выражения групповой солидарности в китайских компаниях, хотя это не всегда самое эффективное использование времени.

Отзывы западных сотрудников на Glassdoor свидетельствуют о том, что отсутствие баланса между работой и личной жизнью является самым негативным фактором в работе в любой китайской компании.

В частности, предполагается, что сотрудники будут присутствовать на мероприятиях после работы, чтобы продемонстрировать командный дух.

Китайские компании тратят много денег на мероприятия, которые призваны объединить сотрудников. Росс говорит, что это является важным способом передачи корпоративной культуры своим сотрудникам.

Один человек, работавший на бельгийском аванпосте компании zte, поставщика телекоммуникационного оборудования, вспоминал, что китайский персонал сидел на большом открытом пространстве в центре офиса, в то время как местный персонал занимал небольшой офис в конце коридора.

Еще одна проблема заключается в том, что иностранным сотрудникам бывает трудно продвигаться по карьерной лестнице.

Один из разработчиков игр в Tencent пришел к выводу, что лучший способ получить повышение — это уйти из компании к конкуренту, а затем вернуться на более высокий грейд.

Еще одно культурное различие заключается в стиле презентаций. Китайские руководители в своих выступлениях раскрывают далеко не так много личных деталей, как западные руководители компаний.

Оратор обычно не смотрит зрителям в глаза, читает текст с ноутбука. Слайды, как правило, нагружены информацией (да и местами перегружены). А слайды в западном стиле с большим количеством свободного места рассматриваются как лишенные полезного контента.

Несмотря на все эти различия, тенденция к тому, чтобы иностранные сотрудники присоединялись к китайским компаниям, сохранится, даже если предприятиям из народной республики будет запрещено что-то приобретать за рубежом.

Многие иностранцы хотят работать в китайских компаниях, потому что они думают, что это позволит им развить навыки и знания, которые помогут им на карьерном пути.

Кроме того, китайские компании хотят нанимать иностранных сотрудников для работы с зарубежными клиентами из-за культурной чувствительности и лингвистических способностей, которые они привносят.

В настоящее время ряд китайских компаний предоставляют программы «внедрения», чтобы помочь иностранным новобранцам адаптироваться. Они по сути выделяют личных гидов.

Обновим девиз Хораса Грили 19-го века, совет на будущее будет «иди на восток, молодой человек».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц