Данная статья будет полезна достаточно широкому кругу читателей, поскольку этот вопрос играет особую роль как для специалистов, претендующих на руководящую должность или же уже занимающих руководящую позицию, так и для собственников компании, а также отделов, занимающихся отбором, оценкой и развитием персонала. То есть, в эффективном управлении заинтересованы все стороны рабочего процесса. Именно поэтому данная тема занимает одну из важнейших ролей в цепочке вопросов и задач, влияющих на развитие бизнеса, увеличение прибыли и рост компании в целом, вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность то или иное предприятие. Итак, рассмотрим, какие навыки и способности необходимы, чтобы стать руководителем, успешным и эффективным. Авторы статьи - когнитивные психологи Мария Кочегарова и Анастасия Рыскинд, специально для CogniFit.
Стать руководителем: значение лидерского потенциала
Очевидно, что в нынешней кризисной ситуации, которая коснулась бизнеса по всему миру, компании стали уделять особенно пристальное внимание одному из самых сложных для них вопросов в отношении подбора людей на руководящие позиции – оценке уровня потенциала руководителей (как уже существующих в рамках данной компании, так и претендентов на вакантные управленческие должности).
Лидерский потенциал – под данным термином понимается индивидуальный набор личностных качеств человека, его профессиональных, а также социальных компетенций, т.е. способностей выстраивать успешные взаимодействия с другими людьми в многокультурном обществе, работать в группе, решать конфликтные ситуации и многое другое. Совокупность данных качеств должна позволять человеку эффективно реализовывать лидерские функции и успешно решать профессиональные задачи в условиях конкретной деятельности.
Существует известная интегрированная модель оценки лидерского потенциала, разработанная Кристофером Ротоло, вице-президентом по организационному развитию в PepsiCo, и Аланом Черчем, являющимся старшим вице-президентом по оценке и развитию в PepsiCo. Она используется в таких компаниях, как PepsiCo, Eli Lilly and Company, Citibank.
Согласно данной модели, существует три основных критерия оценки лидерского потенциала:
- Второй относится к росту и развитию человека — обучение и мотивация.
- Третий критерий охватывает карьеру и фокусируется на лидерских способностях и функциональных компетенциях.
Далее мы подробнее рассмотрим лидерские компетенции, качества и навыки, которые в совокупности характеризуют лидерский потенциал и фактически говорят о том, насколько кандидат на руководящую должность готов к работе в данной роли.
Стать руководителем: основные компетенции лидера
• Наличие развитого интеллекта трех видов:
- Общий интеллект – это совокупность психических свойств личности, её когнитивные способности и навыки, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект отвечает за общие способности, умение быстро решать сложные задачи, способности к стратегическому, аналитическому и абстрактному мышлению, широкий кругозор, обучаемость, высокие коммуникативные навыки и многое другое.
- Эмоциональный интеллект - это способность распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Лидер должен направлять коллективные эмоции в нужное русло, создавать атмосферу дружелюбия и умело бороться с негативными настроениями. Лидер должен обладать возможностью повлиять на эмоции каждого члена коллектива. Это важнейший навык, который необходимо развивать любому руководителю, потому что люди в основном взаимодействуют через свою эмоциональную часть, а не рациональную.
Составляющие эмоционального интеллекта:
- Самосознание – способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы;
- Самоконтроль – способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции;
- Мотивация – желание работать ради самого процесса;
- Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние других людей;
- Социальные навыки – умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми.
- Социальный интеллект – это совокупность способностей, необходимых для успешного межличностного взаимодействия. Она необходима для успешной социальной адаптации, адекватного восприятия и понимания окружающих, а также для установления партнерских отношений
• Сбалансированное развитие двух типов мышления:
- Дивергентное мышление — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Направленно на охват максимально широкого контекста и генерирование множественных вариантов решения задачи, т.е. заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
- Конвергентное мышление — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определённой задачи. Направленно на поиск единственно верного решения задачи в сочетании с навыками их комбинированного задействования.
• Метакогнитивные навыки (метамышление) — развитые навыки и способности к аналитической деятельности, включая анализ мыслительных процессов. Это то, что человек знает о своём мышлении: знания о внимании, концентрации, памяти, её типе, долговременности, о мышлении в широком понимании, о своих ментальных способностях. В буквальном смысле слова, мышление о мышлении. Данный подход состоит из трёх значимых элементов:
- Метакогнитивные переживания – собственные чувства и ощущения человека о процессе своей деятельности: что идёт не так, а что идёт в верном направлении, осознание безвыходности положения, осознание того, что всё могло быть иначе;
- Знание о типах поставленных задач – оценка уровня сложности задачи, оценка главных качеств задачи, её свойств, критериев и оценка собственных сил;
- Знание о стратегиях – понимание стратегий для управления знаниями о познавательной деятельности для более эффективного решения задач и достижения целей.
Деятельность, направленная на исследование своих мыслительных процессов, их регулирование и контроль. Три значимых элемента для применения:
- Планирование – разработка стратегий, определение целей и задач;
- Мониторинг – процесс отслеживания результатов по достижению той или иной цели, оценка полученных результатов, адаптация к требованиям задачи и преодоление возникающих трудностей;
- Оценка – анализ полученного результата, сопоставление его с ожиданиями, поиск сходств и различий, подведение итогов и вынесение выводов о проведённой деятельности.
• Широкий кругозор, стремление к получению новых знаний и развитию собственных способностей. Лидеры постоянно создают и ищут новые возможности для развития. Они используют стратегическое мышление, чтобы активировать ресурсы и инвестировать в создание изменений. Непрерывное обучение и самосовершенствование в течение всей своей жизни – такой курс задают себе настоящие лидеры.
• Творческое мышление (Креативное мышление). Развитые творческие способности в сочетании с устойчивой личностной установкой на поиск новых, нестандартных решений. Креативность помогает лидеру не только в решении сложных практических задач, но и во вдохновении своей команды, в способности раскрывать личностные и профессиональные ресурсы своих подчинённых, помогать им становиться успешными и эффективными.
• Высокая самооценка в сочетании с навыками ассертивного (уверенного) поведения в любых социальных ситуациях. На каком бы уровне руководства и с каким бы количеством подчиненных ни работал руководитель, без уверенности в себе и в своих лидерских компетенциях он не сможет заставить команду в себя поверить. Уверенность просто необходима любому руководителю, чтобы быстро решать любые возникшие проблемы и придать уверенности своим сотрудникам.
• Отчетливо выраженная мотивация достижения в сочетании с высокой фрустрационной толерантностью (психологической устойчивостью к негативному внешнему воздействию при реализации намеченных планов, а также в ситуации неуспеха).
• Поленезависимость — устойчивая ориентация на собственную шкалу ценностей, целеполагание, объективные данные при оценке и анализе явлений внешнего мира даже в ситуации сильного социального давления, сложившихся трендов и наличия общепринятого мнения.
• Инициативность, готовность идти на оправданный риск и осознанно принимать на себя ответственность за возможные последствия. Лидер, берущий на себя инициативу, естественно, прилагает все усилия, чтобы получить желаемый и необходимый для него и команды результат. Лидер всегда стремится к улучшению существующей ситуации.
• Трудолюбие как ярко выраженное позитивное отношение к собственной деятельности в сочетании с твердой готовностью доводить начатое до конца, невзирая на трудности и возможные промежуточные неудачи. Работоспособность руководителя должна разжигать в сотрудниках желание работать, заражать их энергией результативности, подавать пример.
• Высокий уровень притязаний с точки зрения как личностного целеполагания, так и ведомого сообщества.
• Личностная открытость, высокий уровень коммуникативных навыков в сочетании с готовностью устанавливать новые социальные контакты, открытость к нетворкингу, желание оказывать поддержку последователям и коллегам, развивать их профессиональный и личностный потенциал.
• Знания и навыки, необходимые для реализации качественной кадровой политики — подбора и расстановки сотрудников, делегирования им полномочий, эффективного управления мотивацией.
• Навыки эффективной организации собственной деятельности и деятельности подчиненных — определения приоритетности, чёткой и понятной формулировки задач, проведения совещаний, тайм-менеджмента.
• Навыки презентаций и публичных выступлений, способность излагать свои мысли аргументировано, в ясной, доступной и яркой форме. Хорошо развитые ораторские способности и отсутствие боязни публичных выступлений.
• Адекватное и ясное понимание природы, сути, источников власти. Навыки эффективного использования властных полномочий.
• Восприимчивость к обоснованному мнению других вне зависимости от их официального статуса, навыки активного слушания и ведения диалога. Умение слушать – основа эффективных коммуникаций, позволяющая хорошо понимать окружающих, а значит, и управлять отношениями с ними, делать их продуктивными. Развитый навык правильного получения обратной связи и работы с ней. Спокойное восприятие критики. Лидер воспринимает любую обратную связь как точку роста.
• Знания основных теоретических подходов к проблемам управления, лидерства, развития организации, разработки бизнес-моделей, а также навыки их практического применения.
• Способность и навыки оказания воздействия и влияния в межличностном, групповом, межгрупповом взаимодействии.
• Способность и навыки установления партнёрских отношений и партнерского взаимодействия, в том числе со сложными партнёрами и клиентами.
• Навыки социальной фасилитации, т.е. не директивного стиля управления, профессиональной организации процесса и пространства для общего понимания или принятия решения группой, ускорения и интенсификации социальных процессов и повышения скорости и продуктивности деятельности группы и отдельных её членов.
• Навыки прогнозирования и отслеживания траектории группового развития, знание и навыки практического применения базовых техник командообразования.
• Широкий ролевой репертуар в сочетании с ролевой гибкостью, позволяющий, в частности, оперативно переходить от роли ведущего к роли ведомого и обратно и эффективно действовать в обеих ролях.
• Знания и навыки эффективного применения прикладной конфликтологии.
• Навыки эффективного ведения переговоров.
• Навыки «чтения» партнёра по взаимодействию, выявления его подлинных мотивов и намерений по совокупности вербальных и невербальных сигналов.
• Знания и навыки практического применения групповых методов решения проблем, структурирования и организации групповой деятельности в целом.
• Навыки развития творческих способностей сотрудников, плюрализма, профилактики огруппления мышления.
• Навыки формирования и развития продуктивной корпоративной культуры.
• Навыки создания эффективных систем наставничества и внутрикорпоративного обучения.
• Знания и навыки практического применения теоретических подходов, связанных с развитием человеческого и социального капитала, повышения уровня доверия и установления отношений социального партнерства в организации.
Стать руководителем: когнитивные способности лидера
Необходимо помнить о важности хорошо развитых когнитивных способностей руководителя, таких как:
- Память
- Логическое мышление
- Творческое мышление
- Восприятие
- Принятие решений
- Когнитивная гибкость, способность к адаптации в быстро меняющихся обстоятельствах
Эффективный руководитель должен уметь сосредотачивать своё внимание на существенной информации и направлять собственные и командные ресурсы на решение тех задач, которые принесут максимальный результат с минимальными временными и финансовыми затратами. Его мышление должно быть направленным и вести к решению возникающих перед ним вопросов, а те поручения, которые он даёт подчиненным, должны быть логичны, рациональны и адекватны ситуации. Настоящий лидер должен обладать хорошей скоростью реакции, а также развитыми способностями быстрого переключения между задачами и адаптации к меняющимся обстоятельствам. Более того, для принятия качественных решений эффективному руководителю необходимо развивать свои способности к восприятию и творческое мышление, потому как об эффективности лидера говорит его широта сознания.
Как развить лидерские качества? Практические рекомендации
Развитие эмоционального интеллекта:
Для начала необходимо научиться отслеживать свои эмоции, изучить свои реакции и понять какое влияние на вас имеет та или иная эмоция, в какое состояние она вас приводит.
- Техника «Будильник»
Установите на своём телефоне 2-3 (можно больше) ежедневных напоминания/будильника, желательно в случайном порядке. При их срабатывании вам необходимо ответить себе на вопросы: Какую эмоцию я сейчас испытываю? Что вызвало её появление? Как часто я её испытываю на протяжении дня? Чем эта эмоция может быть полезна для меня, в чем её ресурс?
Данную технику необходимо практиковать минимум 7 дней. Она поможет вам отслеживать свои реакции и начать ими управлять.
Управление эмоциями:
Мозг первично воспринимает наши телесные проявления и, полагаясь на них, посылает сигналы об определённых реакциях, которые влияют на наше настроение и общее состояние.
- Техника «Телесное управление»
- Опустите голову, взгляд и плечи, ссутультесь и понурым голосом произнесите: «Я успешный человек, я лидер, у меня всё получается» .
- Затем поднимите руки вверх, раскиньте их немного в стороны, победно задерите голову к небу, расправьте плечи и скажите уверенным голосом: «Я неудачник, у меня все идет наперекосяк, ничего не получается».
Таким образом вы прочувствуете разницу в восприятии и оцените влияние телесных проявлений.
Далее, в течение 2-3 недель ежедневно принимайте «позу лидера», хотя бы на 5-10 минут в день. Выпрямляйте спину и плечи, задирайте подбородок и, если есть такая возможность, уверенным голосом проговаривайте какой-то текст (можно читать стихи или даже сводки новостей).
Развитие эмпатии:
Данная техника поможет вам научиться справляться со злостью на другого человека при помощи эмпатии и поможет лучше разобраться в природе чувств других людей.
- Техника «Злость через эмпатию»
Придумайте или вспомните ситуацию, при которой вы сильно разозлились на другого человека, а затем создайте эмпатический ответ.
Пример:
— Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чём я прошу!»
— Эмпатический слушатель: «Ты раздражён из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».
Что вы чувствовали, когда придумывали раздражённую фразу? Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ? Как вы думаете, что почувствует раздражённый человек, когда услышит эмпатический ответ?
Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
Развитие управленческих навыков:
Данное упражнение поможет вам настроить внутренние лидерские ориентиры и улучшить отношения с командой.
- Техника «Выдающийся лидер»
- Возьмите лист бумаги, разделите его на 2 колонки. Сверху левой колонки напишите имя руководителя, с которым или на которого вы когда-то работали. Этот человек мотивировал вас на самое лучшее, с ним было интересно работать. Вы последовали бы за ним, даже если бы его перевели в другой отдел. Вы были бы готовы помочь ему в любой ситуации, даже несмотря на свою собственную занятость. Это тот с кем вам действительно нравилось работать.
- Правую колонку подпишите именем человека, под чьим руководством вам не удалось раскрыть своих сильных сторон, вы не считали его профессионалом. Вы не взяли бы его к себе на работу даже на бесплатной основе.
Важно, чтобы это были реальные люди!
- Вспомните и запишите, каково это – быть рядом с ними. Что они обычно делают и говорят? Как рядом с ними чувствуют себя окружающие?
Проанализируйте всё изложенное вами на листе. Предложите пройти это упражнение своим друзьям, коллегам и подчинённым (в данном случае имена руководителей могут не раскрываться, это не имеет значения для вас), сравните свои результаты с их результатами. Вас ожидает много интересных выводов и рефлексия.
Как развить когнитивные способности, необходимые лидеру? Практические рекомендации
Перед началом тренировки когнитивных способностей рекомендуется пройти различного вида тестирования, чтобы определить их уровень. Вы получите большую эффективность от любой тренировки и обучения, если будете знать свои сильные стороны и «точки роста», то есть зоны, на которые необходимо делать первоочередной и/или основной упор.
Развитие памяти и внимания:
- Техника «День наоборот»
Каждый вечер в спокойной обстановке закрывайте глаза и вспоминайте весь прошедший день в обратном порядке. Что вы делали, перед тем как приступить к выполнению упражнения, что ели на ужин, какой дорогой возвращались домой, что интересного видели или слышали по дороге, события дня, примечательные события и разговоры, во что были одеты коллеги, что ели на обед, путь до работы, что запомнилось в этом пути, как собирались на работу, ваш завтрак и пробуждение, с какой ноги встали с кровати, что услышали первым после будильника и тд.
Развитие аналитического и креативного мышления:
Многие крупные компании при собеседовании используют задачи и вопросы Ферми, чтобы определить, насколько хорошо кандидат умеет рассуждать, имея нестандартную задачу и ограниченный набор фактов.
- Техника «Задачи Ферми»
Данную технику изобрел итальянский физик Энрико Ферми. Техника заключается в решении нестандартных задач, применяя логику, воображение, креативное мышление и знания из различных областей и дисциплин.
Одним из самых известных вопросов Ферми является задача об определении числа настройщиков пианино в Чикаго, которую он задал своим студентам.
Для начала Ферми попросил определить другие имеющие отношение к пианино и их настройщикам показатели — тоже неизвестные, но более лёгкие для оценки. Это были: численность населения Чикаго (составлявшая в 1930-1950-х годах чуть более 3 млн. человек), среднее число человек в одной семье (2-3), процент семей, регулярно пользующихся услугами настройщиков пианино (максимально — каждая десятая, минимально — каждая тридцатая семья), требуемая частота настройки (в среднем, вероятно, не менее раза в год), число пианино, настраиваемых настройщиком за день (примерно 5 с учетом затрат времени на дорогу), а также число рабочих дней настройщика в году (скажем, 200).
Таким образом, искомое число приближенно равно: (3 000 000 / 2-3) x (1/50-1/10) x 1 / (5 x 200) = 20-150
В зависимости от цифр, подставляемых в это уравнение, вы получите ответ в интервале 20-150; правильный ответ составлял примерно 50 человек. Когда эту цифру сравнивали с реальной (которую Ферми мог узнать из телефонного справочника), она всегда была реальнее, чем думали студенты.
Попрактикуйтесь прямо сейчас и сделайте такие тренировки регулярными. Вот вам несколько нестандартных вопросов и задач Ферми:
- У вас есть стопка десятирублёвых монет высотой с Эйфелеву башню. Сможете ли вы уместить эти монеты в среднестатистическую комнату?
- Сколько потребуется рулонов туалетной бумаги, чтобы покрыть ею всю Москву и сколько на это необходимо денежных средств?
- Посчитайте в течение 30 секунд, сколько клавиш на клавиатуре вашего ноутбука.
- Сколько потребуется бензина, чтобы проехать от Санкт-Петербурга до Владивостока на Daewoo Matiz?
Благодарим за помощь в подготовке материала магистра кафедры психологии труда и психологического консультирования, факультета педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ) Анастасию Рыскинд.
Источники:
- Ильин В.А. Психология лидерства – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 311 с. – Серия
- Лидерство. Harvard Business Review: 10 лучших статей. –М.: Альпина Паблишер, 2016 г. — 242 с.
- Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта : Альпина Паблишер, 2012. – 301с.
- Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.
- Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
- Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М. : Смысл ; Академия, 2006.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Либерея, 2002.
- Daniel Goleman, Richard E. Boyatzis, Annie McKee. Primal Leadership: The Hidden Driver of Great Performance. Harvard business review, From the December 2001 Issue
- Martin, J., & Schmidt, C. (2010). How to keep your top talent. Harvard business review, 88(5), 54-61.
- Council C. L. Realizing the full potential of rising talent //Washington, DC: Corporate Executive Board. – 2005.
- Silzer R. et al. IO Practice in Action: Solving the Leadership Potential Identification Challenge in Organizations // Industrial and Organizational Psychology. – 2016. – Т. 9. – №. 4. – С. 814-830.