Найти тему
Злой дядька

Печать Бланки Наваррской, королевы Франции

В коллекции историка Николая Петровича Лихачёва, находящейся сейчас в Государственном Эрмитаже, было огромного число средневековых печатей, среди который было две печати французской королевы Бланки Наваррской, жены Филиппа VI.

Первая печать сохранилась менее чем наполовину. Этот документ был приобретен Н. П. Лихачевым через торговый дом Этьена Шараве, о чем свидетельствует вырезка из антикварного каталога, наклеенная на обложку. Вторая печать сохранилась почти полностью, но неизвестно, как она попала в коллекцию Лихачева.

Печати удостоверяют подлинность двух расписок, данных от имени французской королевы в том, что глава ее Денежной палаты Гильом Ле Сирье получил от Николя Трикара, сборщика сумм, причитающиеся Бланке в качестве вдовьей доли в соответствии с распоряжением короля Франции.

Бланка Наваррская была дочерью Филиппа, графа д’Эвре, и Жанны, королевы Наваррской. Первоначально Бланка предназначалась в супруги будущему королю Кастилии и Леона Педро I, однако 1 июля 1345 г. контракт был аннулирован кастильской стороной. Затем было решено выдать Бланку за герцога Нормандии Иоанна (будущего короля Франции Иоанна II Доброго), чья супруга Бонна Люксембургская недавно скончалась от чумы. Однако вскоре, также от чумы, умерла королева Франции, жена Филиппа VI, и было принято решение, что Бланка Наваррская станет его женой, а дофин вступит в брак с Жанной, графиней Оверни и Булони.

Но уже 22 августа 1350 года Бланка овдовела. Папа Римский Климент VI пытался склонить ее к браку c Педро I, но предложение понтифика было отклонено. Во-первых, Бланка Наваррская уже была невестой Педро I до того, как выйти замуж за короля Франции, но Кастилия разорвала контракт, и вернуться к этому вопросу означало для наваррской короны потерю лица. Во-вторых, Бланка Наваррская ждала ребенка от покойного мужа.

Несмотря на то, что Бланка известила Папу Римского о рождении дочери, он продолжал настаивать, но получил решительный отказ. Будучи вдовой, Бланка Наваррская почти не принимала участия в политике, за исключением случаев, когда ее происхождение обязывало ее способствовать миру между Францией и Наваррой. Бланка прожила еще почти пятьдесят лет и умерла в 1398 году. Но даже покинув столицу и удалившись от средоточия политической жизни, она оставалась королевой Франции и располагала всеми атрибутами королевского статуса, среди которых немаловажную роль играли печати.

Обе печати окрашены в красный цвет и крепятся на одинарных хвостах - пергаменных лентах, отрезанных по горизонтали на две трети по всей длине грамоты. Химический анализ показал, что красный цвет восковых печатей обусловлен добавлением киновари.

Сохранились большая и малая печати, контрпечать и печатка королевы Бланки. Бланка Наваррская полностью отказалась от нововведений своей предшественницы, Жанны Бургундской, первой супруги Филиппа VI. Жанна отказалась от традиционной для женских печатей овальной формы и пользовалась круглой печатью. Она изображалась с двумя скипетрами (с лилией и розой) вместо одного (с лилией). Фон позади королевы был украшен орлами, а у ее ног лежали два льва. Эти знаки приближали печати Жанны Бургундской к печати короля Франции, с которым она таким образом себя уравнивала.

Бланка Наваррская отказывается от этих символов власти и возвращается к традиционному для королевы Франции изображению на большой печати: остроовальной форме, одному скипетру, увенчанному лилией, фону, усыпанному звездами, и одному льву под ногами. Так выглядели печати французских королев в XIII–XIV вв. с незначительными вариациями.

-2
-3

Контрпечать Бланки в точности повторяет контрпечать королевы Франции Жанны д’Эвре, супруги Карла IV Красивого, которая приходилась Бланке Наваррской теткой. Найти прототип для малой печати оказалось несколько сложнее. Ранее среди печатей французских королев тетраморф не был обнаружен. Этот мотив в королевские печати вносит король Филипп VI, супруг Бланки, причем не сразу. Первоначально он пользовался секретной печатью, где герб Франции был окружен четырьмя лепестками, в которых располагались птицы.

Затем, не позднее 1336 г., место птиц занимают символы евангелистов. До Филиппа VI этот символ почти не встречается на французских печатях, зато потом его использовали многие короли не только в печатях, но и в убранстве замков. К иконографии печати супруга Бланка добавляет собственные инициалы. Нововведение Бланки, как и нововведение ее мужа, оказалось удачным: позже тетраморф появится на печатях Жанны, графини Оверни и Булони, Изабеллы Баварской, Марии Анжуйской.

Наконец, сохранилась печатка Бланки Наваррской, на которой отсутствуют какие-либо знаки, говорящие о ее принадлежности к французской короне. Здесь фигурируют лишь гербы Наварры и Эвре, объединенные в один, а в легенде Бланка именует себя «Blanche de Navarre». Этот оттиск датируется 1362 г., когда Бланка параллельно пользовалась прочими своими печатями, и не может свидетельствовать о ее символическом отрицании своей роли королевы Франции.

Итак, рассматривая печати Бланки Наваррской по нисходящей иерархии — от большой печати к личной печатке, — можно отметить, как нарастает число индивидуально значимых элементов, и, соответственно, сильнее проявляется саморепрезентация королевы. Иконография большой печати и контрпечати сконструированы в рамках вековой традиции, несмотря на прецедент, созданный Жанной Бургундской. Малая же печать не только представляет Бланку Наваррскую как жену Филиппа VI через использовавшийся им символ тетраморфа, но также позволяет ей указать свое собственное имя - оно фигурирует на печати в виде буквы «B». Наконец, печатка, служившая чаще всего для запечатывания корреспонденции или вовсе использовавшаяся вне сферы документооборота (например, для запечатывания ларцов с драгоценностями или письмами), представляет собой то пространство, где Бланка могла позиционировать себя как наваррскую принцессу.

Большие печати королев были значительно сильнее подвержены традиции и меньше подходили для выражения новых идей или саморепрезентации. В противоположность им малые и личные печати представляли собой менее формализованное пространство и лучше подходили для эксперимента.

При написании поста автор активно пользовался статьёй
Е.И. Носова, Д.И. Вебер
Печати королевы Франции Бланки Наваррской (1331–1398): иконография и технология изготовления.
Vox medii aevi. 2019. Vol. 2(5). С. 280–300.