Андрей Кончаловский один из наиболее признанных наших режиссеров, сделавший успешную карьеру не только в СССР и России, но и в Голливуде. Среди его фильмов, наверняка, есть и те, которые будут смотреть еще не одно десятилетие. Я бы спрогнозировал статус бессмертной для ленты “Сибириада”.
Последний на сегодня фильм мэтра “Грех” (еще более свежая картина уже готова, но выход на экраны пока задерживается) снят на достойном уровне, но все же до вершин недотягивает. Как и обозначил в заголовке - простая смертная работа. Хотя радует, что в достаточно преклонном возрасте - Кончаловскому за 80 - мастер держит определенную планку, оставаясь актуальным художником.
На сей раз Андрей Сергеевич обратился к итальянскому материалу. В частности, к каррарскому мрамору, который понадобился скульптору Микеланджело. Все актеры из Италии, но в съемочной группе достаточно россиян.
Мы видим великого деятеля Возрождения без прикрас. Буонаротти, конечно, гений, но человеком был не самым приятным. У Кончаловского он постоянно со всеми ссорится, даже с Рафаэлем - по воспоминаниям, тот был одним из немногих титанов Ренессанса с нормальным характером. Микеланджело еще и нечист на руку, он обманывает богатых заказчиков. Короче, до своего тезки из черепашек-ниндзя ему далеко.
При этом о творчестве он, конечно, не забывает. Оно главное в его жизни. Буонаротти перфекционист. Но он понимает, что желаемого идеала достичь не получается. Он хочет, чтобы его творения открывали в людях что-то сокровенное, чистое, ведущее к Богу. Чтобы на его мадонн молились, а не любовались ими. Публика же видит лишь внешнее совершенство. Работы выходят прекрасными, но не божественными. Художнику даже было видение - к нему явился сам Данте. Пожалуй, во всей истории Италии (включая Древний Рим) не было деятеля искусств, которого почитали бы так сильно, как Алигьери. Ведь его главный литературный труд на самом деле назывался просто “Комедия”. “Божественной” она стала потом, без участия автора. Эпитет запустил в оборот другой известный писатель Джованни Боккаччо, известный своим “Декамероном”.
“Грех” не о религии, а о природе искусства. Понятно, что эта тема ближе режиссеру. Впрочем, мы все, вне зависимости от наших творческих способностей и наклонностей, являемся потребителями плодов искусства. Не назвал бы этот фильм обязательным для просмотра. Даже среди российских новинок есть более интересные. Но при определенном настрое внимания картина, безусловно, заслуживает.