Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
1. ПОЯВЛЕНИЕ ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ. Мина с подводной лодки
С развитием средств борьбы от тарана перешли к изучению возможности разработки и применению подводных артиллерийских орудий, а следующим шагом стало изучение вариантов подрыва кораблей зарядами пороха.
Но подрывной заряд большой мощности (мину) можно было подвести скрытно под корпус корабля, стоящего на якоре только при помощи подводной лодки. В России при Петре I эту идею пытался реализовать выдающийся русский умелец крестьянин Ефим Никонов. Его подводная лодка «Потаенное судно» должна была вооружаться минами, подводимыми под днище вражеских кораблей при помощи водолазов.
Но в дальнейшем, предполагалось усилить подводную лодку чуть ли не "ракетами". Для Никонова потребовано было "В Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаённому судну десять труб медных поведено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии". Что это было -прообраз фугасных мин для подрыва вражеских кораблей, стрельба зажигательным составом или своеобразные пушки - так и осталось неясным.
В 1773 г. в США была построена подводная лодка для военных целей. Ее изобрел Давид Бушнелль. Его маленькая подводная лодка имела форму черепахи и поэтому получила название «Черепаха». Ее обводы не способствовали большой скорости, но были удачны с точки зрения остойчивости лодки. «Черепаха» была построена из меди, ее корпус состоял из двух симметричных половин, соединяющихся при помощи болтов на фланцах с кожаной прокладкой. Экипаж «Черепахи» состоял из одного человека, управляющего движением и маневрированием по глубине. В кормовой части лодки была закреплена мина, содержащая 65 кг пороха, с взрывателем, приводившимся в действие часовым механизмом. По замыслу изобретателя было необходимо при помощи специального сверла прикрепить мину к днищу вражеского корабля, а затем пустить в действие часовой механизм, отойдя на безопасное расстояние от минируемого судна.
Объектом первой подводной атаки был избран 64-пушечный английский фрегат «Орел» (Eagle), флагманский корабль вице-адмирала Ричарда Хоу, командующего британской эскадры. Эскадра стояла на якорях на внешнем рейде Нью-Йорка с июня 1776 года. Она насчитывала 20 фрегатов и примерно 200 транспортов, на борту которых находилась 40-тысячная армия вторжения. Но попытка таким путем взорвать английский фрегат «Игл» оказалась неудачной вследствие трудности прикрепления мины к корпусу, хотя и деревянному, но обшитому медными листами. Бурав не ввертывался в днище «англичанина», которое было обшито металлом. «Лодка не имела достаточной опоры, чтобы бурав мог просверлить этот лист, — вспоминал позже Ли (американский сержант, управлявший "Черепахой"), — и всякий раз отскакивала от днища, как только бурав его касался.
Роберт Фултон развил идеи Бюшнеля и предложил французской директории проект подводной лодки, который вначале был отвергнут.
Р. Фултон высказывался о преимуществах подводных лодок, вооруженных минным оружием вполне определенно: «Я рассматриваю военные корабли как пережиток устарелых воинственных привычек, как политическую болезнь, против которой до сих пор не найдено средств, поэтому я высказываю твердое убеждение, что подводная лодка, вооруженная минами, может служить самым действенным средством излечения от этого зла».
В 1800 году при содействии первого консула Наполеона Бонапарта были отпущены средства и построена подводная лодка «Наутилус -1». Она приводилась в движение парусом и веслами в надводном положении, а также гребным винтом с мускульным приводом при подводном плавании. Погружение на глубину до 7 метров производилось при помощи горизонтального руля в корме и вертикального гребного винта в носовой части. Лодка буксировала мину с часовым механизмом и поплавком, которые были связаны тросом с зазубренным гарпуном. Этот гарпун выстреливался из специального ружья, установленного в верхней части лодки. Если гарпун вонзался в днище корабля, то мина повисала на поплавке под килем и через некоторое время взрывалась. Мина Фултона представляла собой цилиндрический корпус с полусферическими оконечностями, длиною 2 фута и диаметром 1 фут. В такой мине находилось до 100 фунтов (45,3 кг) пороха.
В 1801 году Фултон произвел во Франции удачный эксперимент подрыва судна своей миной, содержащей 22 фунта пороха. В последующие годы был произведен еще ряд экспериментов, большей частью неудачных.
После переезда Фултона в Великобританию в 1804 году особая комиссия королевского флота испытывала подводную лодку и мины, разработанные Фултоном. Подводная лодка была признана непрактичной, а мины - заслуживающими дальнейших более детальных опытов.
Со времен Р. Фултона попытки постройки подводных лодок, вооруженных минами, скрытно подводимыми под днище атакуемого корабля, предпринимались в различных странах много раз.
В России в 1859 году И.Ф. Александровский разработал проект подводной лодки. Проект был доложен царю, и 18 июня 1865 года на его осуществление было выделено 140 тыс. руб. Через год строительство лодки было завершено, и начались ее почти шестилетние испытания.
По замыслу изобретателя, предполагалось, что вооружение подводной лодки будет состоять из двух связанных между собой мин. Считалось, что после их отдачи мины всплывут под днищем корабля и охватят корпус с обоих бортов. После этого лодка должна была отойти на безопасное расстояние и с помощью электрического тока взорвать мины.
Аналогичные подводные лодки в России были построены изобретателями: К.А. Шильдером (1834 год); К.Б. Герном (1857 год); В. Бауэром (1855 год); С.К. Джевецким (1878 год) .
Подводная лодка Шилдера все еще использовала мускульную силу человека, но была вооружена и миной на шесте, и "ракетной установкой" надводного пуска. Выход в «боевой поход» представлял собой совокупность сложных и местами опасных действий. Сначала субмарину вооружали. Для этого к выступающему на 2 метра вперёд обшитому железом бушприту привязывали мину в пуд пороха и подсоединяли к ней провода электрозапала. При атаке бушприт должен был прочно вонзиться в деревянный корпус жертвы и остаться в нём. После этого командир отводил лодку на несколько метров и взрывал мину. Ракеты размещались в трубчатых железных направляющих, по три с каждого борта. Предусматривалась даже регулировка угла возвышения за счёт перемещения передней стойки пакета из труб. Предполагалось, что ракеты будут запускать из полупогруженного состояния. Но, чтобы порох в ракетах не отсырел, трубы перед погружением приходилось закрывать герметическими резиновыми заглушками. Всё это занимало немало времени. Несмотря на несколько успешных запусков - лодка была признана непригодной, хотя по некоторым данным ее испытание сыграло свою положительную роль во время Крымской войны. Британцы получили информацию о наличии этого "чудо-оружия" и его возможном применении и не особо проявляли активность в прибрежной зоне под Санкт-Петербургом.
В итоге поиски совершенного оружия для уничтожения вражеских кораблей продолжились.