В любой общности (кровно-родственной, религиозной, политической, военной) постепенно вырабатывается система взглядов, общих оценок, суждений, свои традиции, свои нормы и даже свои собственные предубеждения. И обязательно есть формы демонстрации своего единства, своей близости, своей общности. Общность (как группа) должна демонстрировать свою общность (как единство). Демонстрировать самой себе и всему окружению. Формы такой демонстрации складывались в истории постепенно.
Это могли быть праздничные формы: греческие вакханалии, римские сатурналии, венецианские и бразильские карнавалы и сельские свадьбы, выплёскивавшиеся на улицы ("...И свадьбе этой места было мало , и неба было мало , и земли"). Это могли быть культовые формы: всеобщие молебны, крестные ходы. Это могли быть спортивные формы: греческая мифология сообщает о множестве спортивных игр, учреждённых героями в честь их подвигов. Геракл после первого подвига, убийства Немейского льва, учредил Немейские игры, а после шестого - учредил Олимпийские игры. Олимпиады, спартакиады, шествия и спортивные парады.
И, наконец, военные формы. Там, где появляется государство, обязательно появляется армия. А там, где есть армия, обязательно есть парады. Уже при разработке обмундирования предусматривается наличие парадной формы. Важнейшей частью военной подготовки является подготовка строевая. Хотя армии давно уже не воюют строй на строй. однако именно в процессе строевой подготовки вырабатывается чувство единства в коллективе, чувство плеча товарища, чувства единой ответственности за общий результат. И потому ни одна армия не может обойтись без парадов.
Военные парады нужны не только армии. Общество можно сравнить с отдельным организмом. И то, и другое существуют за счёт обмена веществ со средою и внутри себя. Жиры, белки, углеводы - как необходимые элементы обмена. Костная, пищеварительная, кровеносная, нервная системы создают общую структуру организма. И вдруг обнаруживается, что всё есть на своих местах, и все необходимые вещества есть в необходимых количествах. А организм чувствует дискомфорт. Организму плохо. Не хватает какой-то мелочи, несущественного пустяка. Авитаминоз, называется. И эта мелочь, пустячок оказывается весьма существенной жизненной силой. Витамин.
Вот таким витамином для общественного сознания и является напоминание обществу о его целостности и единстве в форме парада. Парад это торжественный символический акт, скрепляющий единство общности. Помните? "Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает".
Государство парадами напоминает о важных датах в его истории. В Советском Союзе парадами отмечался день Октябрьской революции и установленный Парижским Конгрессом II Интернационала день международной солидарности трудящихся. После разгрома фашистской Германии в 1945 году ежегодным парадом стал отмечаться и День Победы. После распада СССР, запрета Компартии и отказа от коммунистической идеологии, естественно, майский и октябрьский парады были отменены. И остался единственной объединяющей формой торжественной демонстрации национальной и государственной общности Парад Победы.
Именно эта его объединяющая функция и раздражает тех, кто хотел бы уничтожить российскую государственность. Именно для разрушения этой общности и ведутся все эти разговоры о "победобесии"и о необходимости перехода от "милитаристского" угара к "гуманистической" скорби и покаянию. Парад слишком мощное средство внутреннего укрепления общества, усиления в обществе чувства единения и близости.
Говорите, что хотите, но когда Лукашенко проводил 9 мая парад в Минске, это чувство единения испытывали и мы. Правда, он немного подпортил его своим противопоставлением "трусливой" России и неизбежными опасениями зрителей за безопасность участников парада. Всё-таки, командующий прежде, чем бросить бойцов в атаку, должен подумать и о том, чтобы количество возможных жертв в этой атаке было минимальным. И с этой точки зрения перенос времени парада был более разумным решением, более внимательным не только к памяти павших, но и к ценности человеческой жизни сегодняшних воинов.
Конечно, парад должен состояться. И мы снова должны ощутить единство нашей истории и нашего народа. И крайне желательно было бы историю нашу не прятать лицемерно под декоративными драпировками. Уж если мы наследуем своё прошлое, то признаём его целиком: и то, что мы сохраним, разовьём и умножим, и то, что мы осудим и будем исправлять. В этом ведь тоже смысл парада.