Сегодня вам выпадет возможность испытать себя в роли настоящего заключённого, побывать во множестве тюрем от самого простого уровня сложности, до Алькатраса и других более сложных и защищённых мест. Оказаться в робе заключённого и быть вовлечённым в тюремную жизнь, возможно, звучит как не самая лучшая перспектива, но зато какой незаменимый жизненный опыт, так сказать. И вы, конечно же, не будете просто отсиживать свой срок, как и любой законопослушный гражданин, лишь однажды отступившийся от правильного пути. Ваша очевидная цель — выбраться как можно скорее. Для этого сегодняшняя игра предоставит вам совершенно разные способы побега: классический подкоп, вентиляционные запутанные пути. Можно завладеть запретными ключами офицеров и отпереть все возможные двери; есть возможность даже сколотить свою собственную банду и устроить громкий массовый побег с побоищами и бунтом. Вам остаётся только выбрать способ по душе и проявить фантазию.
Помогать становиться отъявленным влиятельным преступником вам поможет «The Escapists» — ролевая компьютерная игра в жанре головоломки с видом сверху, разработанная компанией Mouldy Toof Studios и вышедшая в свет на ПК 13 февраля 2015 г. Последующая вторая часть вышла 21 августа 2017 г. Она содержит более широкий выбор тюрем (плюс транспортные средства для заключённых) и места заключения, установленные даже в космосе. Присутствует расширенная боевая система и разнообразные настройки персонажа. Эту часть от своего предшественника отличает кооперативный режим игры, а также соревновательный многопользовательский турнир, где четыре игрока соревнуются между собой в искусстве сбегания из мест заключения. Ещё вторая часть отличается 3D видом, что выглядит достаточно интересно. В качестве большого дополнения вышла ещё одна часть игры по всем известному сериалу «Ходячие мертвецы» — «The Escapists: The Walking Dead», которая вышла 29 сентября 2015 года, в ней вам предстоит оказаться в роли главного героя сериала Рика Граймса и вместе с группой выживших пробивать себе дорогу к успешному выживанию. Здесь основной элемент — стратегии, вам необходимо обдумывать каждый свой шаг, чтобы не столкнуться с толпами живых мертвецов.
Но давайте вернёмся к первой части. Как уже было сказано, игрок оказывается в тюрьме начального уровня сложности в качестве одного из заключённых на выбор из списка. Он даже не знает причины своего заключения, а уже нужно скорее выбираться из этого места. Ему необходимо не только бросить все силы на совершение своего основного плана побега, но и соблюдать тюремный распорядок дня и появляться на всех общественных мероприятиях, включая перекличку в разное время дня, приёмы пищи и даже работу. Всё это для того чтобы не повышался уровень подозрительности среди надзирателей. Однако так как основной характер игры ролевой, вам даётся возможность быть самым разным заключённым. Можно быть тихим стратегом и постепенно, маленькими шажками приближаться к побегу, одновременно слыть послушником в кругах офицеров, что принесёт гораздо меньше проблем лично вам. Или же можно тратить всё время на прокачку силы, интеллекта и уровня авторитета, изготавливать оружие из подручных материалов и смело нападать на офицеров, отбирая их вещи, стать настоящим королём тюрьмы и создать свою группу заключённых, сделавшись их лидером. Всё это вам доступно, нужно только проявить фантазию, интерес к происходящему и чуточку упорства, чтобы копаться и изведывать разнообразные тюрьмы. Помните, что ваше поведение и действия влияют на отношение к вам не только надзирателей, но и тюремного социума в общем. Основная сложность заключается в том, что за каждое неудачное решение, неосторожно выброшенную вещь, простую невнимательность игрок незамедлительно попадает в карцер, все его запрещённые предметы и оружие в инвентаре изымается, могут значительно упасть некоторые личные характеристики. Если при этом игрок не успел сохраниться и методом великого рандома именно в его камере нашли подкоп, либо любой другой начатый способ побега, ему придётся начать всё заново и снова собирать наборы контрабанды. Игру, в общем-то можно пройти только лишь методом проб и ошибок, если полагаться на самостоятельное изучение, а не пользоваться сторонними источниками информации, что, конечно, значительно бы облегчило основную задачу побега.
В игре нет сюжета как такового, только начало в тюрьме и конец уже на воле. Последующими более усложнёнными локациями, игра позволяет испытать свою смекалку, находчивость и умения находить или же создавать бреши в самых защищённых системах, чтобы наконец почувствовать долгожданный вкус свободы.
Структура игры
Сразу же после главного меню и выбора персонажа перед игроком открывается список всех возможных тюрем: пять основных разного уровня сложности и одиннадцать бонусных, в которые входит и знаменитый Алькатрас. Но перед всем этим следует обучение, в котором игроку покажут основы устройства тюрьмы с возможностью совершить пробный побег. Далее игрок попадает в первую тюрьму самого лёгкого уровня, где ему предстоит познакомиться с общими и личными характеристиками, разведать обстановку и уже потом выбрать способ побега.
В левом верхнем углу игрового экрана можно увидеть четыре основных категории характеристик, которые постоянно меняются в зависимости от ваших действий: количество денег, здоровье, уровень подозрительности и усталость. Деньги можно зарабатывать на работе или же продавать полезные вещи другим заключённым. В тюрьме имеется перечень различной работы, которая требует средний и выше уровень интеллекта и имеет свои плюсы (на некоторых с помощью контрабандного мешочка можно красть полезные металл и дерево). Деньги можно тратить у местных продавцов, покупая у них редкие запрещённые вещи; с помощью денег годиться повышать авторитет к себе у заключённых. Здоровье и усталость восстанавливаются сами собой, но приём пищи или отдых значительно ускоряют процесс.
Когда игрок долгое время не появляется на тюремных мероприятиях (особенно на перекличках), к нему возрастает внимание со стороны надзирателей: за вами будут гнаться, избивать и регулярно проверят вашу камеру на нахождение контрабанды или путей побега.
Если уровень подозрительности выше 90 % в игрока на улице могут начать стрелять снайперы на вышке. Как итог — потеря всего оружия и контрабанды, что вы успели украсть или создать, так что лучше хотя бы немного участвовать в повседневной тюремной жизни, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание.
Далее уже в правом нижнем углу имеется инвентарь, личные характеристики, состоящие из силы, скорости, интеллекта и уважения (всех их можно прокачивать и выборочно уделять наибольшее внимание для своих целей); и самое главное — окошко крафта.
Это самый первый и важный инструмент, который поможет вам создавать не только всё необходимое для удачного побега, но и многие другие вещи, что сделают ваше пребывание в тюрьме более лёгким. Создание различных вещей, соединяя их между собой, и есть один из элементов головоломки. Рецепты создания можно украсть или купить у заключённых. Накопив неплохой такой альбом с этими рецептами, отлично будет создавать более редкие и ценные вещицы. Но всегда можно поступить проще и открыть сайт с уже готовым списком крафтов, это уже дело игрока.
Для того чтобы успешно идти к цели и как можно меньше попадаться охране, игроку не помешает проявить свою изворотливость: находить специальные места, которые не проверяются, вовремя реагировать на приближение патрулей и прятать всю свою контрабанду, чтобы потом не оказаться в карцере с пустым инвентарём. Особенно здесь пригодится хорошая память, дабы быстро подыскивать нужные инструменты для крафта и починки раннее созданных вещей. В этом всём очень интересно разбираться и на своих ошибках и неудачных попытках побега восстанавливаться и открывать другие секреты игры. Здесь нужно научиться использовать особенности каждой тюрьмы и её устройства, чтобы в последующем успешно одерживать победу. Думаю, вам и самим будет занятно посмотреть, на какие вообще хитрости можно пойти в этой игре.
Геймплей
Стандартные клавиатура и мышь, причём на последней больший акцент, так как необходимо постоянно взаимодействовать с предметами и окружением. Присутствует простенькая система боёвки, нужно всего лишь навести курсор на противника и атаковать его. Наличие бронированной робы, оружия и высокого уровня силы решают исход боя в вашу сторону, по окончании которого можно обчистить инвентарь побеждённого, и в удачном случае великого рандома неплохо пополнить свои запасы.
Графика
Весьма классический графон из крупных пикселей, приятный глазу. Простенькие незамысловатые модельки офицеров и заключённых постоянно находятся в движении, снуют туда-сюда, мельтеша перед глазами и перемешиваясь, порой можно с лёгкостью потерять того или иного нужного человечка из виду. Будто тюрьма — есть большой, закрытый со всех сторон муравейник, а его обитатели — запертые в своём же доме рабочие, причин их заключения мы никогда не узнаем…
Кхм, тем не менее, вторая часть выглядит поинтереснее. Всё окружение более объёмное, я бы даже сказал плавное в какой-то степени. Здесь даже не сплошные пиксели, а полноценный 3D графон, так сказать. Лично мне приятно было смотреть на такие незамысловатые детали в графике как тени, отбрасываемые персонажами и предметами окружения. Сразу вид перед глазами делается будто более полным и живым.
Музыка в игре достаточно простенькая, фонового жанра. Подобные игры особо и не требовательны к смысловому музыкальному сопровождению. В них игрока погружают в происходящее непосредственно геймплеем и игровыми задачами, нежели какой-то особенной атмосферой. Здесь саундтреки довольно просты по звучанию и тону, однако можно заметить, что они разделены на две группы. Первая более спокойного звучания, отражающая ежедневную тюремную рутину, когда дни похожи друг на друга и особо ничем не отличаются. Такие саунды более фоновые и не имеют отличительного характера, хоть могут подойти под разную обстановку при отдельном прослушивании. Вторая же более динамичная, близкая к побегу и более решительным действиям со стороны главного героя. Есть и некоторые локальные саундтреки, характерные для отдельных мест заключения, например, тюрьма в джунглях. Особенно видны такие отличия при прослушивании плейлиста отдельно. И всё же, музыка в этой игре неплоха как раз своей фоновостью, в нужные моменты она прекрасно воссоздаёт тюремную действительность, которая местами может быть однообразной и мирно-выжидающей, в других ситуациях она оборачивается более громким воплощением с драками, нарушением дисциплинарного порядка и мятежами.
По итогу могу сказать, что игра действительно хороша в своём жанре ролевых с элементами головоломки, хоть и сам я так и не совершил побег даже из самой первой тюрьмы. Возможно, мне не хватило терпения и некой решимости к созданию предметов для побега. Я не очень-то хорошо прятал свои лазейки и закладки, меня часто обрывали на попытках выйти через вентиляцию, так что, можно сказать, я был самым частым посетителем карцера. Однако я провёл много игрового времени в библиотеке и качалке, прокачав все характеристики до максимума, старался даже воровать ключи у офицеров, чтобы выйти через главные двери, хоть потом и оказывалось, что этого совсем недостаточно, хехе. И всё - таки, при всех моих частых неудачах, было интересно изучать этот замкнутый мир строгих распорядков и своих особых правил и секретов, которые познаёшь только самым проверенным действенным методом успеха через поражение. Игра надолго затягивает в себя, начинаешь вливаться в неё достаточно быстро, после тщательного и долгого её изучения как раз и появляется мотивация к действиям, чтобы достигнуть основной цели. Данная игра предоставляет прекрасные возможности проявить свою изобретательность, скорость реакции и изворотливость не только самому себе, но и другим игрокам.
Никаких шуток про мыло! Ведь в крафте с другими предметами оно может представлять собой весьма грозное оружие у того, что действительно серьёзно настроен сбежать.