При чем тут художники?
Художественное течение прерафаэлитов, возникшее в Англии в 1850-ых годах, стало мятежом против застоя в академическом искусстве. Художники-революционеры стали обращаться за вдохновением к природе, у них был список так называемых «бессмертных классиков» - людей, чье творчество юные художники признавали истинным. Среди них был и поэт Теннисон, чьему перу принадлежит поэма «Волшебница Шалот».
Прерафаэлиты вообще часто обращались к Средневековью: всевозможные рыцари, турниры, прекрасные дамы и начищенные до ослепительного блеска доспехи. Леди Элейн — одной из героинь легенд о короле Артуре — посчастливилось появиться на картинах художников того времени.
История леди Элейны
Прототипом Волшебницы Шалот является Элейна из Астолата. Сэр Ланселот решает принят участие в турнире инкогнито: с этим и приезжает в Астолат, где знакомится с Элейной. Девушка влюбляется в рыцаря, выхаживает его после полученных в сраженьи ранений. Ланселот выздоравливает и готовится уехать, тогда Элейна признается ему в своем чувстве. Увы, рыцарь не может ответить девушке взаимностью. Ланселот уезжает — Элейна не может ни есть, ни пить, за десять дней она сгорает как спичка. Перед смертью девушка просит, чтобы ее тело в богато украшенной лодке пустили вниз по реке, к замку короля Артура. При ней и любовное письмо к Ланселоту.
История Волшебницы Шалот
В поэме Теннисона внимание смещается на жизнь девушки до встречи с Ланселотом. На Волшебницу Шалот наложено проклятие: она заточена на острове Шалот, где единственной связью с миром является зеркало, и вынуждена постоянно прясть. Если же девушка прекратит занятие, то ее постигнет беда. Безответно влюбившись в Ланселота, Волшебница Шалот покидает башню, находит лодку и , написав на ней свое имя, отправляется в плаванье ко дворцу. Леди умирает раньше, чем добирается до замка. Рыцарь Ланселот, видя умершую девушку говорит о том, как она прекрасна.
Внимание в поэме уделено жизни девушки в заточении: она может видеть внешний мир только через тени в зеркале, которые не могут заменить буйство живых красок. Казалось бы, что эту прекрасную девушку должны спасти, освободить о проклятья, но именно любовь становится причиной смерти Волшебницы Шалот.
Волшебница Шалот на картинах прерафаэлитов
1) Леди из Шалот 1888г.
Самая знаменитая картина по этой теме принадлежит Уотерхаусу. Лицо девушки печально, она готова к смерти. Гобелен, на который она потратила всю жизнь, одним концом небрежно брошен в воду. В руках девушка держит цепь - единственное, что связывает ее с прошлой жизнью. Все, что нужно, - отпустить и поплыть навстречу любви. Но сможет ли любовь победить проклятие и смерть? Колорит картины мрачный, грустный: как и судьба леди Элейны.
2) Леди из Шалот смотрит на Ланселота 1894 г.
Вторая картина Уотерхауса показывает другой эпизод: Волшебница Шалот впервые видит Ланселота. Девушка в нежно-розовом, воздушном платье порывисто встает, в глазах ее зажглось новое, неизвестное ей чувство. Ее ноги опутаны нитями, из которых она пряла. Зеркало треснуло, челнок бездвижен: проклятье скоро постигнет Волшебницу Шалот.
3) Меня преследуют тени 1911 г.
Уотерхаус в этот раз переосмысливает образ Элейны. Заметьте, как сильно образ на этой картине отличается от предыдущих. Волшебница Шалот одета в ярко-красное платье (не в белое или розовое, как в предыдущих картинах). Девушка сидит в ленивой, чувственной позе и смотрит в окно. Здесь еще нет Ланселота, нет безответной, трагичной любви. В глазах девушки тоска о жизни, которой она лишена. С грустью красавица-Элейна смотрит на влюбленных юношу и девушку, гуляющих неподалеку.
4) Уильям Хант
Мы застаем леди Элейну в момент, когда должно свершиться проклятье. Девушка с развивающимися волосами в ужасе смотрит на запутавшиеся нити, брошенное полотно. В стороне картина Геракла, который срывает яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость. Зеркало уже треснуло.
Существует еще множество картин про трагичную судьбу Волшебницы Шалот. Интересно то, как из истории про несчастную любовь рассказ о жизни Элейны перерос в нечто большее на полотнах прерафаэлитов. Здесь девушка заключена в рамки: она находится в заточении, обязана прясть. Несоответствие молодой, готовой любить Элейны образу покорной затворницы и сделало ее героиней многих картин прерафаэлитов.