После того, как были вновь созданы германские вооружённые силы, бывшие военнослужащие войск СС со званием выше гауптштурмфюрера не принимались в бундесвер ФРГ. В 1961 году решением комиссии экспертов по кадрам 159 бывших офицеров войск СС, 330 унтер-офицеров и 210 солдат были приняты на службу в качестве профессиональных солдат или на срочную службу. Народная полиция (Volkspolizei) ГДР, из которой позднее была создана Национальная народная армия, тоже принимала отдельных бывших служащих вермахта и войск СС. С бывшими солдатами вермахта все было проще и тут выбора было мало в создании армий. Необходимо отметить, что еще до создания бундесвера, в Западной Германии развернули активную деятельность союзы и землячества бывших солдат, унтер-офицеров и офицеров вермахта. Собственно говоря, ситуация развивалась по сценарию Веймарской республики. Тогда, после поражения Германии в Первой мировой войне, именно в рядах «союзов фронтовиков» вызревали реваншистские настроения, проводилась военная подготовка молодежи. В послевоенный период фактически землячества и союзы бывших военнослужащих вермахта стали главной базой развертывания частей бундесвера, основным кадровым ресурсом новой западногерманской армии. Ведь именно в этих землячествах и можно было набрать достаточное количество добровольцев на офицерские, унтер-офицерские и рядовые должности в формируемых частях бундесвера.
Как известно, в 1945 году Германия была разделена на зоны оккупации союзниками, и в 1949 году три западные зоны образовали ФРГ, а восточная советская зона - ГДР. Перед правительством новой ГДР встала задача построения собственных вооруженных сил (впрочем, такая же проблема была и у ФРГ). СССР был готов оказать помощь техникой, но требовались люди. Чтобы не демонстрировать какие либо "агрессивные намерения" миру, ГДР вначале ограничилась созданием Казарменной Народной Милиции - прототипа армии (формально внутренние силы самообороны и поддержания порядка), а в 1956 году окончательно преобразовала ее в сильную Национальную Народную Армию (до 150 тыс. человек на 18-миллионную ГДР). Впрочем, по аналогичному пути пошли и в ФРГ.
На многих офицеров, которые будучи в плену, позже попадут в социалистичекую армию Восточной Германии (а некоторые из советского плена, в будущем пройдя сотни испытаний и в армии ФРГ) сильное впечатление произвели репрессии Гитлера на немецкую армию после покушения 20 июля 1944 года (Штауффенберг и д.р.). Сведения об этом до офицеров в плену были доведены советской разведкой, и не зря - кроме Паулюса, немало офицеров решило что Гитлер теперь точно не в тренде, что он явно перешел рамки, раз на родине много офицеров попытались организовать заговор и так жестоко поплатились - был среди прочего расстрелян личный друг Паулюса - фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен. Кроме того, в Союз офицеров вступил его друг Адам и много сослуживцев.
Следует однако понять, что среди пленных офицеров и генералов (а их в советский плен попало много, особенно в 1944 году) сотрудничать с СССР решило изрядное меньшинство - большинство заняло позицию "я просто пленный". Кого то осудили в СССР за военные преступления, кого то в 1945-55 годах передали в ФРГ, кого то - в ГДР, кто то умер в плену (болезни, лагерный быт). Впоследствии бывшие сослуживцы как правило, плохо общались друг с другом (кто в ФРГ, а кто в ГДР), друг друга обвиняли в "предательстве" (кто сотрудничал с СССР, а кто нет).
В ФРГ, кстати, пошли по точно такому же пути как в ГДР - в 1950 году начали скрытое создание армии под соусом "офиса Бланка" (возглавлялось Теодором Бланком) - формально ответственное за контакты с командованием оккупационных войск в Западной Германии и учетом бывших военных Вермахта, на практике организация вела подготовительный этап создания ВС (архив, набор кандидатов, договоренности с союзниками о размещениях войск и т.п., планы военные, закупки оружия и т.п.). Все делаоось по согласованию с западными союзниками, и осторожно, т.к. формально в Германии нельзя было иметь армию по условиям 1945 года. По этой же причине в ГДР в 1949 году создали не армию, а Казарменную Полицию (формально не ВС).
В 1951 году в ФРГ создали Федеральную пограничную охрану (Bundesgrenzschutz) - 10 тыс. легковооруженных солдат формально для охраны внешних границ на западе. На практике это было пробное ядро новой армии. Когда в 1954 году в Париже союзники (без СССР) официально заявили о прекращении оккупации и передачи всего суверенитета в ФРГ, то Аденауэр приступил уже к созданию полноценной армии. 7 июня 1955 было создано Министерство обороны Западной Германии, а 8 июня министром обороны был назначен Теодор Бланк. Формально новая армия (Бундесвер) вначале была добровольной и небольшой, но потом ввели призыв. На службу массово были наняты также бывшие офицеры и генералы Вермахта.
Для строительства армии ГДР требовались люди - и логичным выходом в ГДР было привлечение "старых" военных специалистов (аналогично поступили в ФРГ). В них недостатка не было - в советских лагерях военнопленных на 1949 год и даже позже содержалось множество пленных офицеров и генералов, попавших во время ВОВ в советский плен. То того, то другого, их репатририровали в ГДР и предлагали посты в новой армии (особенно в 1951-52 годах). По сути, бывшие офицеры и генаралы вермахта встали на путь "службы социализму" и помогли выстроить армию ГДР. Однако слишком высоких постов им как правило не доверяли, а с конца 1955 года развернулась компания по чистке армии от бывших офицеров вермахта (т.к. дело было сделано, армия была создана). К концу 1950-х они как правило, были уволены, или переведены на незначительные почетные посты. В нижестоящем списке (он неполный) - несколько кратких биографих таких офицеров.
Для привлечения на службу ГДР бывших военных Рейха, а также лиц с правыми (несоциалистическими) убеждениями, в ГДР разрешили аж целых 4 партии, кроме правящей СЕПГ (Социалистическая Единая Рабочая Партия). Среди них были христианские демократы (ХДС), либералы (ЛДПГ), крестьянская партия (ДКПГ) и особо - правая национально-демократическая партия (НДПГ), в основном состоявшая из бывших военных и лиц с правыми убеждениями (де-факто аналог национальных консерваторов в западных странах). Многопартийность должна была демонстрировать "демократию" в ГДР, на практике 4 партии имели миноритарное меньшинство в Народной палате (парламент ГДР) и на выборах все равно шли в одном разрешенном списке с СЕПГ, имея также четкие квоты на посты в правительстве и парламенте.
Также в ГДР с 1957 по конец 1970-х был Союз бывших офицеров - влиятельная ветеранская организация из бывших офицеров вермахта (основана во время похорон Паулюса), чтобы ГДР могла контролировать многочисленных офицеров-ветеранов 2МВ, а с другой - ветераны могли отстаивать свои права перед правительством. В конец 1970-х правительство заставило организацию распустится, т.к. большинство ветеранов уже умерло.
Среди бывших офицеров вермахта, стоявших у истоков создания Национальной народной армии ГДР, особое место занимает генерал Винценц Мюллер. Во время Второй мировой он возглавлял оперативный отдел в штабе группы армий «Ц», которая принимала участие в заключительной фазе прорыва линии Мажино. Позднее, в должности начальника штаба 17-й армии, Мюллер воевал на территории Украины и Северного Кавказа. Свой последний бой генерал-лейтенант провел в начале лета 1944 года под Минском в качестве командующего 4-й армией, после чего был вынужден капитулировать перед наступающими частями РККА.
До 1948 года Винценц Мюллер находился в советском плену, где в корне изменил свои политические взгляды, став последовательным антифашистом. В 1952 году он вернулся к военной деятельности, принимая самое активное участие в создании профессиональной армии ГДР.
Занимая самые высокие посты в структуре ННА, Мюллер поддерживал контакты со своими бывшими боевыми товарищами, которые несли службу в Баварии. Известно, что генерал несколько раз тайно встречался с министром финансов ФРГ Фрицем Шеффером, пытаясь поспособствовать улучшению отношений между обеими Германиями. В 1958 году Мюллер попал в опалу и был отправлен в отставку.
В марте 1956 года свою работу в качестве главы Министерства национальной обороны ГДР начал Вилли Штоф, получивший за год до этого звание генерал-полковника. Штоф с 1931 года состоял в рядах коммунистической партии Германии, однако избежать службы в вермахте не смог. С 1941 года он воевал на Восточном фронте, был ранен, награжден Железным крестом. Война для него закончилась лишь в 1945 году с попаданием в плен, где он и начал плодотворное сотрудничество с советскими властями.
Ганс фон Вич всю войну посвятил авиации, возглавляя различные воздушные соединения. В советский плен попал в Карлсбаде в последний день войны. Как и большинство германских военных, на родину вернулся лишь в 1948 году, где сразу был принят в пограничную стражу восточной зоны оккупации на должность начальника отдела снабжения. Позднее занимал аналогичный пост в Казарменной Народной Полиции ГДР.
Еще одна интересная фигура в бывшем руководящем звене вермахта – полковник Вильгельм Адам, на последнем этапе Сталинградской битвы входивший в штаб 6-й армии Паулюса. После сдачи в плен находился в Суздале, Красногорке и Войково. Активно участвовал в деятельности просоветского «Союза германских офицеров».
После возвращении в Германию Адам работал в образовательных и финансовых структурах. Одним из первых был привлечен к строительству вооруженных сил ГДР. Сначала его назначили на должность руководителя в отдел управления учебных заведений, затем он возглавил Высшую офицерскую школу в Дрездене. До самой смерти Паулюса Адам поддерживал с ним дружеские отношения. Дослужился до звания генерал-майора ННА.
Полковник Рудольф Бамлер по специальности артиллерист. Во время войны занимал должности начальника штабов различных армий. В плен попал в ходе Белорусской наступательной операции под Могилевом, сразу открестился от своего нацистского прошлого и стал тесно сотрудничать с советскими органами госбезопасности.
По возвращении в Германию преподавал в военных учебных заведениях, позднее занял пост главного инспектора Казарменной милиции. Проблемы со здоровьем вынудили его найти более спокойное место работы – им стала должность начальника военно-технического училища в Эрфурте. Бамлер часто выступал с обвинительными речами в адрес руководства ФРГ. По слухам, с 1959 года он занимал неофициальный пост в восточногерманской разведке «Штази».
Арно фон Ленски наряду с Винценцом Мюллером был еще одним генералом вермахта, которому доверили строительство ННА. Вторую мировую он закончил под Сталинградом в звании генерал-лейтенанта. Так же, как и Паулюс, содержался в Красногорске, Суздале, Войково, участвовал в деятельности антифашистских организаций.
В ГДР по рекомендации маршала Чуйкова Ленски возобновил военную карьеру в структурах ННА. В его обязанности входило формирование и развитие танковых войск восточногерманского государства. Вскоре генерал попал в опалу: его обвинили в неблагонадежности, критиковали за пренебрежение дисциплиной. С конца 1950-х восточногерманские и советские власти приняли решение о постепенном увольнении бывших офицеров вермахта со службы.