"Моноклон" — Сборник малой прозы известного российского постмодерниста Владимира Сорокина, вышедший в 2010 году. Одноимённый рассказ "Моноклон" отлично раскрывает общий нарратив творчества автора, который тот взял в нулевые годы. Старая добрая десакрализация советской идеологической доктрины и одновременно с этим критика новых пороков активно формирующейся России, генезис которых как всегда находится в прошедших столетиях.
Главный герой, Виктор Николаевич — Бывший офицер НКВД, олицетворение старого советского в ментальном смысле человека, который вдруг эмоционально регрессирует в прошлое после двух событий: сна, в котором ему приснилось собственное детство в далёком 1938, а также после того, как он узрел знакомые символы советского аэрокосмического величия из окна своей квартиры. Автор здесь аппеллирует главным образом к мечте каждого советского ребёнка стать космонавтом, и чувстве глубокой гордости за отечество во времена покорения космоса, которое даже сквозь десятилетия вызывает у главного персонажа возвышенные чувства, напоминая молодость, вырывая его на какое то время из унылой жизни старика, в которой есть только таблетки, задержки мочеиспускания и соседка, приходящая раз в день, чтобы сделать укол.
Если космонавты на площади с ракетой и декламациями старых советских песен — это положительный аспект советской эпохи, некая вера в технический прогресс, науку, будущее, и всё то, что свойственно модернистской идеологии, всё что заразило миллионы советских людей верой в прекрасное далёко, то Моноклон, неожиданно приходящий домой к главному герою – её тёмная сторона: черные воронки́ , приезжающие за людьми, и увозящие их навсегда, ГУЛАГ, бесконечные допросы и т.д. Как только Виктор испытал на себе всё очарование первой, вторая не заставляет себя долго ждать. Сорокин демонстрирует читателю вполне очевидный посыл: если ты начнёшь идеализировать и романтизировать своё прошлое, забывая его зло, то это зло неизбежно тебя найдёт. Интересно, что Виктор Николаевич, как бывший чекист сам принадлежал к этой "тёмной стороне", а настигает его собственный коллега. Известно, что многие чекисты, занимавшиеся репрессиями, сами потом оказывались перемолоты той же системой, частью которой являлись. Для Сорокина Россия вне времени, она, так сказать, подморожена. Он считает, что глубинные фундаментальные механизмы, определяющие её национальное бессознательное не меняются. Да и сам Моноклон — это древний динозавр. Так что ничего особенно удивительного в том, что кара настигает главного героя многие годы спустя.
Также Сорокин поднимает проблематику эксплуатации советской социальной мифологии в современной России, политический эстеблишмент, которой, за неимением достижений в настоящем, спекулирует на образах и достижениях СССР.
В молодых людях, стоящих в костюмах космонавтов и поющих на площади старые советские песни, без труда угадываются молодёжные организации современной России, участников которых учат гордиться свершениями Хрущёвских времён. Жить прошлым, а не настоящим. Капля крови Виктора Николаевича, падающая в конце рассказа на шлем одного из них – понятнейшая метафора.
Цитата из рассказа:
"– Каждый патриот России – космонавт в душе! Наш президент – космонавт № 1! "
Космонавт — высшая ступень в социальной иерархии СССР, самая уважаемая, самая привилегированная и романтизируемая профессия, доступная единицам. Стать её представителем — значит осуществить самую главную детскую мечту. Но на уровне риторики, если ты патриот России(СССР) — ты уже космонавт, то есть, твоя мечта уже осуществлена. Разумеется, символически. Возможно, таким образом автор показывает, что успех космической программы СССР был экстраполирован на всю нацию в пропагандистских целях. Ну и, конечно, куда без культа личности государя-батюшки, который, конечно, что в дореволюционной России, что в советской, что в пост-советской — номер один.