Весь этот ажиотаж с ЕГЭ во время пандемии заставил вспомнить собственную юность, свои выпускные экзамены.
Выпускные экзамены в 90-е
Я закончила школу в 1996 году. Время это было сложное, особенно для наших родителей (массовая безработица; а если работа была, то на ней годами не платили зарплату). Я же вспоминаю это время по-доброму – авантюризм, романтика юности, мечты, дружба, любовь и т.п.
Это было тяжелое время для учителей, для школы. Как я уже сказала, зарплату не платили подолгу, иногда выдавали ее натурпродуктами (сахаром, сыром, водкой). Помню, как Маргарита Сергеевна, учитель биологии, учила нас делать из сахара карамель… Помню разговор на перемене двух педагогов: одна жаловалась другой, что у снохи юбилей, а дома из еды только буханка хлеба да банка консервированных помидоров. Вот такое было… Но при этом учили нас хорошо. Я бы даже сказала – замечательно. Учили и воспитывали. Потому что занимались любимым делом, потому что видели в своей работе смысл жизни.
Когда были эпидемии гриппа, учителя массово болели, и у нас могло бы быть по одному-два урока в день, но такого не было никогда. Потому что завуч по расписанию Антонина Федоровна не болела и ставила нам в расписание свой предмет – любимую математику – «царицу всех наук». Часто ставила 6 математик в день. Ей нравилось с нами заниматься. И нашему гуманитарному классу нравилась ЕЕ математика. Вот он верх педагогического и методического мастерства! А наш классный руководитель Надежда Викторовна не упускала возможности дополнительно позаниматься с нами французским. Бесплатно! Сейчас это кажется какой-то небылицей, но именно так все и было. Я вспоминаю дополнительные уроки литературы (на природе и в музее), нестандартные уроки истории и МХК… А на химии мы изучали университетскую программу. Помню, даже приходили профессора из университета на нас посмотреть и протестировать. Школа была обычная. Даже не гимназия и не лицей, школа-комплекс… А учителя были золотые.
Но я отвлеклась… 1996 год. Выпускные экзамены в 11 классе. Я сдавала математику, русский язык (сочинение) (эти два экзамена были для всех обязательными), русский язык (устно), литературу, историю, обществознание.
Как готовились раньше?
Время было голодное. Репетиторов практически не было тогда (Учителя бесплатно были счастливы позаниматься с тобой!) В нашем классе не было ни у кого – точно. У моего друга, он был старше меня на год, выпустился в 1995 г., был репетитор по истории – профессор университета. Мальчик-медалист собирался поступать на юридический факультет, ему нужно было знать нюансы: например, в какой научной парадигме лучше отвечать на экзамене в университете. Ведь после выпускных экзаменов нужно было сдать вступительные экзамены в вуз! Я думаю, что он, благодаря своему интеллекту и усидчивости, подготовился прекрасно и сам, но родители, у которых в то время было неплохое финансовое положение, решили подстраховаться. Но это, скорее, исключение. У подавляющего большинства репетиторов не было. Онлайн-курсов и онлайн-школ тоже не было. Что же было? Были учебники, полезные книги, которые нужно было читать в библиотеке, кстати, читать и конспектировать, были мозги и желание учиться, желание поступить. Поступить бесплатно, ибо мы понимали, что родители платное образование просто не потянут.
Мы, например, с моей подругой Светой готовились вместе. В мае (по выходным – ранним утром, в будни – сразу после школы) я к ней приходила, мы брали книги и воду и поднимались на второй этаж ее бани (у нее был частный дом), загорали топлес и читали вслух ответы на вопросы, которые предварительно нашли в библиотеке. Вниз спускались раза три за день (посетить туалет и пообедать). В 20.00 начиналась легендарная «Санта-Барбара», и мы, прекратив обучение, шли ее смотреть. На экзамене были с прекрасным загаром и замечательным ответом. Забегая вперед, скажу, все мы сдали на «5».
А к сочинению и к математике мы вообще не готовились. Пришли – и написали. Школьных знаний и умений было достаточно.
Как проходили экзамены?
Начну, наверное, с сочинения.
Сочинение по литературе мы писали 6 часов! (6! Не 3,5, как сегодня на ЕГЭ). Даже полагался перерыв на обед. Помню, очень хорошо покормили в школьной столовой.
О самом экзамене.
Было 5 тем по литературным произведениям. Какие они будут, мы заранее не знали, в школе это тоже не «прорабатывалось». Но нам разрешалось пользоваться художественными текстами (большое количество книг находилось прямо в экзаменационном классе, но в изданиях отсутствовали предисловия, заключения, критические и аналитические материалы, был только текст художественного произведения для точного цитирования).
Я выбрала тему о проблематике в творчестве Ф.М. Достоевского, писала о Сонечке Мармеладовой. Помню озаглавила сочинение «Падшая или святая?». Написала страниц 10-12. Подруга выбрала тему о смысле жизни и написала страниц 20.
Некоторые родители, особо переживавшие, сидели в фойе, боялись, вдруг станет ребенку плохо, хотели поддержать морально. У нас не сидели, не ждали, наши работали. Но никому из двух 11 классов плохо не стало. Все спокойно написали и пошли домой, кто лег спать, кто пошел гулять, кто стал готовиться к другим экзаменам. Мы пошли гулять.
Математика. Здесь вообще без стресса. Наш гуманитарный класс пришел, решил и ушел.
Как вы уже, наверное, поняли, готовились мы к устным экзаменам. «Историю» и «Общество» нам преподавал один учитель, Учитель от Бога, мы эти предметы любили, даты знали, на систематизацию знаний, на повторение материала ушла, наверное, одна неделя на крыше бани. В прошлом году я помогала готовиться дочери к ЕГЭ по истории. Беседовали с ней за чашкой чая, повторяли даты… Она удивлялась: «Откуда ты это знаешь?» И я понимала, что знаю, помню все со времен школы…
Самый сложный экзамен был по русскому языку и литературе (устно). Почему? Потому что у школы был заключен договор с филологическим, математическим и физическим факультетами. Эти экзамены являлись и выпускными и вступительными одновременно, принимали их профессора из университета. Так можно было сдать русский с литературой, математику (устно), физику и иностранный язык. Самое интересное. Что у нас не было вопросов и билетов к этим экзаменам. Университетские преподаватели приносили свои билеты, консультации перед экзаменом не было. Поэтому мы учили ВСЕ. Разбирались во всем сами. Сдали! На отлично. Медалисты после такого экзамена сразу зачислялись в университет, а выпускники без медали сдавали еще сочинение в университете и один устный экзамен (например, историю).
Большинство из нашего класса поступили на бюджет, кто-то не поступил. Кто-то учился заочно, кто-то пошел в техникум, а потом в вуз. Кто-то не стал получать высшее образование, но вполне успешен и счастлив в этой жизни, бывает, более успешен и счастлив, чем тот, у кого 2 или 3 диплома. Здесь ведь не угадаешь… Но суть в том, что мы к экзаменам относились спокойно и весело, наши родители, возможно, беспокоились больше, но повального сумасшествия с выпускными экзаменами точно не было. Но это мой опыт… Возможно, у Вас другой. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями в комментариях.
Выпускные экзамены сейчас
С появлением ЕГЭ покой потеряли все: ученики, родители, учителя, журналисты, политики… Об ЕГЭ из каждого утюга… Кошмарят и кошмарят… Везде: в школе, дома по телевизору, в соцсетях… Расцвело буйным цветом репетиторство. И если сначала к ЕГЭ готовили преподаватели вузов, потом эту сферу освоили учителя, затем студенты. Сейчас готовят все ко всему. Сразу и не разберешься…
А, казалось бы, к чему готовить? К ответам по тестам школьной программы? К сочинению в 150 слов? Ха-ха-ха! Вспомните, что за 6 часов мы писали по 20 и более страниц связного аналитического текста!!! Но у нас было другое образование (честь и слава моим учителям!). Образование, которое мы потеряли…
И вот сейчас получаем такой массовый психоз по поводу ЕГЭ, психоз, подогреваемый прессой, публикующей о суицидах после экзамена… Поистине становится страшно. Страшно заранее.
ЕГЭ 2020
Апогей страха, паники, гнева наступил в этом году… Неопределенность, нерешительность в вопросах ЕГЭ, противоречивые решения, описки и оговорки чиновников, растиражированные СМИ… Мне очень жаль выпускников, родителей, учителей… Как писать ЕГЭ: в масках и перчатках, или только в масках, или разрешат без масок? Этот вопрос для меня самый тяжелый. Боюсь, что в маске я бы ничего не написала вообще…
Но наши дети лучше нас, должны быть сильнее и спокойнее нас. Держитесь, дорогие! Помните, что ЕГЭ – это не цель жизни. Это важная ступенька в настоящее время, но, если Вы не наступите на нее сейчас, ничего страшного не случится, мир не рухнет… Взберетесь на нее в августе или в следующем году.
Но я верю, что у Вас все получится…
Не волнуйтесь, дорогие выпускники и их родители. Вы должны быть спокойными и сконцентрированными. И тогда у вас все получится, как когда-то получилось у нас.
Спасибо, что дочитали!