Найти в Дзене

«Простить» — это что сделать? Забыть? Забить?

«Хорошие люди заканчивают в аду, если не могут простить себя». Это может быть ад одиночества или телесных болезней, ад угрызений совести.    Но почему такая участь часто постигает именно хороших людей?  Ведь хороший человек делится последним, отказывается от своей выгоды, он щедрый, добрый, веселый. Хороший не обманывает, не злится, помогает другим людям, заботится о них.    Похоже, что хороший человек – это тот, кто поворачивается к себе и к другим своей светлой стороной. И кажется, что никакой иной стороны у него попросту нет. Потому что, если бы была какая-то другая сторона, то мы бы уже не называли его хорошим человеком.    Но даже у Луны есть другая сторона, а у людей и подавно: так устроен мир, такова наша природа.    Внутренний ад «хорошего человека» в том, что он не может перестать быть хорошим, не может согласиться с тем, что у него есть «темная» сторона.  Его образ себя неизменен: он всегда только светлый, и никаких темных пятен на нем быть не может.  Как можно согласиться
Фрагмент картины испанского художника Дино Волса
Фрагмент картины испанского художника Дино Волса

«Хорошие люди заканчивают в аду, если не могут простить себя».

Это может быть ад одиночества или телесных болезней, ад угрызений совести. 

 

Но почему такая участь часто постигает именно хороших людей? 

Ведь хороший человек делится последним, отказывается от своей выгоды, он щедрый, добрый, веселый. Хороший не обманывает, не злится, помогает другим людям, заботится о них. 

 

Похоже, что хороший человек – это тот, кто поворачивается к себе и к другим своей светлой стороной. И кажется, что никакой иной стороны у него попросту нет. Потому что, если бы была какая-то другая сторона, то мы бы уже не называли его хорошим человеком. 

 

Но даже у Луны есть другая сторона, а у людей и подавно: так устроен мир, такова наша природа. 

 

Внутренний ад «хорошего человека» в том, что он не может перестать быть хорошим, не может согласиться с тем, что у него есть «темная» сторона. 

Его образ себя неизменен: он всегда только светлый, и никаких темных пятен на нем быть не может. 

Как можно согласиться с наличием у себя темных пятен и по-прежнему относиться к себе хорошо? Для хорошего человека это немыслимо, это взрыв мозга. 

Но бороться с Природой в себе изнурительно и бессмысленно. Поэтому плата за то, чтобы сохранять свой нереалистичный и светлый образ, поддерживать и тем самым усиливать свою Тень, часто бывает слишком велика. 

Ведь, чем светлее видимая сторона, тем больше того, что спрятано в темноте, что удерживается в тени и что мы боимся увидеть и принять. Боимся настолько, что отрицаем само наличие тени. 

Прощение себя – это единственный способ сохранить баланс и здоровье. 

Прощение – это расширение образа себя. 

Прощение – это согласие на то, что в представлении о себе появятся и другие краски, кроме светлых. 

Невозможность себя простить – это постоянные внутренние атаки на себя за неблаговидные мысли и поступки. Это битва без остановки, отстаивание рубежей, которые охраняют представление о себе, как о хорошем человеке. 

Я прощаю себя = я перестаю отстаивать эти рубежи. 

Я прощаю себя = я соглашаюсь со своим несовершенством, я его принимаю. 

«Да, — говорю я себе. — Я могу завидовать, злиться, ревновать, обманывать… Это тоже я». 

Я соглашаюсь. Я сдаюсь. Я расширяю представление о себе. 

Да, попрощаться с иллюзией бывает очень больно. 

И зачастую мы выбираем: лучше пусть внутренний ад постоянной борьбы с реальностью и осуждения себя, чем расставание с идеальным образом. 

 

Простить других – нужны те же действия. 

Отпустить свое идеальное представление о человеке и приблизить его к реальности. Перестать отчаянно бороться с фактами. Разочароваться. Научиться любить не совершенных. 

Но сначала простить себя. 

Мы не сможем простить других, пока не научимся прощать себя.

Пока не научимся прощать себя даже и за то, что пока что каких-то людей простить никак не получается.