Найти тему
Свое Дело Плюс

На блокчейн продали художника

Коллекцию художника из Нижнего Новгорода продали на блокчейн-платформе Rarible в рамках проекта «Art Mondays».

Технология блокчейн, позволяющая хранить, шифровать и управлять данными, пытается решить такие проблемы художников и покупателей искусства, как права собственности, авторское право и проследить историю сделок.

Цифровая работа художника Станислава Сумарокова
Цифровая работа художника Станислава Сумарокова

Согласно отчету The Art Market 2020 от Art Basel & UBS, онлайн-продажи предметов искусства и антиквариата в 2019 году были оценены в $5,9 млрд. Оборот предметов искусства, проданных через интернет, составил 9% всех продаж на арт-рынке.

Ольга Дворецкая, основатель цифровой ярмарки Disartive, уверена, что многие современные направления искусства будут цифровизироваться. Появляются новые художники и фестивали, что формирует благоприятную среду для развития рынка. Новые владельцы блокчейн-записи отдали 8,400 эфира за серию работ, что эквивалентно двум тысячам долларов.

«Мы экспериментировали с одним из самых выгодных способов продажи цифрового искусства с помощью блокчейн-технологии, где владельцы, совершая покупку, получают токен, содержащий информацию о дате создания, стоимости и времени покупки, а также цифровую запись, подтверждающую подлинность арт-объекта, - объясняет Ольга, - подтверждение владения с помощью цифровой записи дает владельцу ощущение обладания совершенно аналогичное тому, как если бы предмет находился в физическом мире, примерно также, как вы наблюдаете сумму денег на вашем счете в электронном виде, но не держите их в руках».

«Учитывали стоимость часа работы Станислава Сумарокова и добавили к этому стоимость моей работы, принимая во внимание, что это эксперимент», - рассказывает организатор о ценообразовании. Площадка, на которой была продана серия работ, зарегистрирована в Сан-Франциско и пока принимает к оплате только криптовалюту.

Говоря о планах по развитию, Ольга упоминает предстоящую цифровую ярмарку Disartive. «Мы будем организовывать ярмарку в сентябре. Изначально, планировалось сделать ее «оффлайн», но из-за ситуации с пандемией, мы изменили формат и решили провести ее в сети, - делится основатель - Мы уже выбрали первых хедлайнеров из России, Турции и Франции. Мы ожидаем 10 премьер и у нас есть список из ста потенциальных участников ярмарки».

Уровень впечатления

Художник, Станислав Сумароков, рассказывает:

«Я больше 10 лет занимался перформансом, танцевальным театром и смежными вещами, и в какой-то момент в этой сфере стала популярной практика объединять живое движение и видео проекции, реагирующие на движения. Стал экспериментировать, все больше уходил от танца и переключился на абстрактные цифровые видео-работы».

«Цифровые метаморфозы» — это первая серия работ художника, которую ему удалось монетизировать.

«Рынок только зарождается, неизвестно станет ли блокчейн популярным форматом для продажи цифрового искусства или нет, интегрируется ли он в общий арт-рынок или останется чем-то отдельным. Цифровое искусство уже существует во многих формах, но теперь появился новый инструмент (блокчейн) для торговли и составления безопасных договоров по передаче работы и связанных с ней прав", - рассказывает Станислав.

Марина Гисич, знаковый галерист из Петербурга, обращает внимание, что в покупке искусства важное место занимает эмоция: «Приобретая искусство, мы покупаем не только само произведение, но впечатление, связанное с ним. Это как история про запах в Сикстинской капелле. Можно сколько угодно изучать Рафаэля по репродукциям, но прочувствовать, пропустить через себя можно только однажды оказавшись там. Любому произведению нужен контакт с пространством. Воссоздать такой уровень впечатления – задача сложная для онлайна, но тем интереснее она будет становиться».

Будущее с интеллектом

«В будущем блокчейн будет инкорпорирован в искусство повсюду, но скорее, как технический момент, который не нужно обожествлять. Это будет сервис, который позволяет отследить происхождение произведения искусства. Скоро ни один предмет не будет сделан без чипа, у которого нельзя отследить происхождение. Не думаю, что отдельно стоит выделять произведения искусства, это будет касаться всего. Возможно, это действительно может начаться с арт-рынка.

При этом я бы обратил внимание на такое направление, как искусство, сгенерированное при помощи искусственного интеллекта. Уже сейчас есть десятки платформ, где можно этим заниматься. Я уверен, что очень скоро сам искусственный интеллект будет сам генерировать идею и производить контент и с этим будет очень сложно конкурировать цифровым художникам», - комментирует журналист Игорь Шнуренко.

Продажи предметов искусства и антиквариата в мире в 2019 году достигли оборота в $64,1 млрд, что на 5 % ниже уровня прошлого года.

Александра Жагрина, студент МГИМО