Найти тему
Культфонд

Чем знамениты российские соборы из списка всемирного наследия ЮНЕСКО?

B списке Всемирного наследия ЮНЕСКО более 1000 объектов, 29 из них находятся в России. Самые известные архитектурные памятники всемирного наследия, ежегодно привлекающие миллионы туристов – исторический центр Петербурга (с его дворцами, особняками и знаменитыми соборами, «оптом» принятых под охрану ЮНЕСКО в 1990 году), Московский Кремль и Красная площадь, а также ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве.

Большую часть остального списка составляют храмовые комплексы, монастыри и церкви, их ценность – в уникальной архитектуре, истории и влиянии, оказанном на дальнейшие развитие культуры в нашей стране.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде

Крупнейший мужской монастырь, состоящий из более 50 зданий, включая 10 храмов, которые возводились на протяжении пяти столетий, с XV по XIX века. Самый знаменитый из них – Успенский собор.

В конце XVII века в Лавре начали вырастать новые высотные здания, на их фоне терялась действующая в монастыре колокольня. И в 1736 году было принято решение о строительстве новой. По проекту архитектора Ивана Мичурина на массивном кубическом постаменте возвышалась четырехъярусная звонница с куполом в виде золотой чаши с коронами. Для того, чтобы не нарушать гармонию архитектурного ансамбля монастыря, одновременно с надстройкой колокольни в 1753 году повысили и высоту глав куполов Успенского собора.

Общая высота колокольни вместе с крестом составила 88 метров. Сегодня она занимает центральное место в ансамбле Троице-Сергиевой лавры и видна за несколько километров до подъезда к монастырю. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни относится к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века.

Новой колокольни могло бы не случится: ее строительству предшествовал долгий процесс согласований со Святейшим Синодом, располагавшимся в Петербурге, разрешения пришлось ждать два года. Затем последовал не менее долгий процесс утверждения архитектурного проекта и места строительства. Первый проект был отвергнут императрицей Анной Иоанновной, работы удалось начать уже после ее смерти.

На проекте менялись архитекторы и итоговый облик колокольни был согласован уже Екатериной II. Работы по отделке и внутреннему убранству здания растянулись ещё на 15 лет. Строительство заняло почти 30 лет и завершилось в 1770 году.

Похожая судьба и у колокольни Смольного собора, спроектированной архитектором Растрелли. Но в отличии от звонницы Троице-Сергиевой лавры, она так и не была построена. Сейчас наш фонд работает над тем, чтобы вернуть колокольню туда, где она задумывалась. Ведь как показывает нам история, такие сооружения меняют не только внешний облик города, но и его культурную среду, становятся местом притяжения, доминантной – не только архитектурной, но духовной.

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей

В список ЮНЕСКО включены 10 церквей и Новгородский Кремль (также известный как Детинец) со знаменитым Софийским собором. К наследию также отнесены Ярославово Дворище, Знаменский собор с прилегающей частью города, Зверин монастырь и окрестности, Монастырь Святого Антония Римлянина, Церковь Рождества на Кладбище, Церковь Рождества Христова на Красном поле, Церковь Спаса на Нередице, Остатки церкви Благовещения на Городище, Перынский скит, Юрьев монастырь, Церковь Иоанна Милостивого на Мячине и Церковь Благовещения на Мячине, Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) и другие знаковые памятники.

Но главным храмом новгорода является Софийский собор. Это один из самых древних соборов России. Его история началась в середине XI века. Собор имеет строение пятинефного крестово-купольного храма (по аналогичному проекту построены Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия, но после XI века такая конструкция уже не применялась), увенчан пятью куполами. Шестой купол расположен над круглой лестницей, ведущей на хоры, и вносит в композицию асимметрию, смягчая общую суровость. Купола глав имеют форму древнерусских шлемов. А на кресте главного купола можно заметить фигурку голубя – символа Святого Духа.

-2

Ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря основан в 1398 году и состоит из шести каменных построек XV — XVII вв. обнесенных каменной стеной более позднего времени – XIX — XX вв. Первым храмом стал собор Рождества Богородицы, построенный в 1490 году ростовскими каменщиками.

Его особая ценность – в сохранившейся росписи древнерусского художника Дионисия, продолжившего традиции иконописи Андрея Рублева. и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства. Фрески авторства Дионисия пережили даже тяготы Второй мировой войны и остались единственным образцом полностью уцелевших фресок Древней Руси. Их уникальность в том, что они не подвергались реставрации и сохранили свои аутентичные цвета и фактуру.

-3

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Это один из самых древних памятников белокаменного зодчества Владимира и Суздаля, датируемый 1152—1157 годами. Историки архитектуры нашли у здания церкви европейские корни: так, на его западном фасад выделяется романский декор, который встречается на фасадах многих западноевропейских церквей, в том числе и на самом крупном немецком соборе в городе Шпейере.

До наших дней Борисоглебская церковь сохранилась со значительными утратами. В 1660-х годах были разрушены своды, глава и апсиды, от фресок XII века сохранились лишь фрагменты. Сейчас церковь действует как музей.

-4

Церковь Вознесения в Коломенском

Еще один уникальный памятник архитектуры в коллекции российских объектов ЮНЕСКО – первая каменная шатровая церковь, в конструкции которой объединены технологии итальянского и русского зодчества.

Для возведения церкви Вознесения был приглашен итальянский архитектор Петр Францизск Анибале, в русских летописях он проходит под именем Пётр Фрязин или Петрок Малой. В свое время в Московском княжестве 60-метровая, вытянутая к небу, церковь считалась самой высокой постройкой и даже использовалась как дозорная башня. С нее было особенно удобно следить за южной границей – именно с этой стороны на княжество нападали татаро-монголы.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением. Для XI века это было в новинку. Четкие грани шатрового купола и отделка «бриллиантовым рустом» придают лаконичному декору церкви особую утонченность. Переходы от яруса кяруса смяшчены тройным рядом кокошников, визуально подчеркивающих его стремление вверх. Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три лестницы-арки, а входы в храм украшены остроконечными элементы вимпергами.

Последняя реставрация церкви завершилась в 2007 году, последним новшеством в образе храма станет новая художественная подсветка, проект которой должны представить уже в этом году.

-5

Похожие статьи:

Церковь для водолазов

А вы хотели бы, чтобы ограда сада Зимнего дворца вернулась на свое место?

Новая жизнь особняка Лопухиных-Нарышкиных