Найти в Дзене
Мир вокруг нас.

Актёры индийского кино: Радж Капур.

Он любил зелёный цвет и обожал белые лилии, боготворил свою жену Кришну, которая родила ему в браке пятерых детей, и сходил с ума от французского шансона, а для нас он был просто «Бродяга» и «Господин 420»… Радж Капур – национальное достояние индийской культуры! О нём уже много написано и ещё больше сказано и в телепередачах, и в документальном кино, и на фестивальных Олимпах, но завершить серию

Он любил зелёный цвет и обожал белые лилии, боготворил свою жену Кришну, которая родила ему в браке пятерых детей, и сходил с ума от французского шансона, а для нас он был просто «Бродяга» и «Господин 420»… Радж Капур – национальное достояние индийской культуры! О нём уже много написано и ещё больше сказано и в телепередачах, и в документальном кино, и на фестивальных Олимпах, но завершить серию своих статей об актёрах индийского кино без его имени, всё-таки не возможно. Я, просто, не могу этого сделать! И в конце повествования об индийских знаменитостях я всё же хочу обратиться к этим легендарным именам – Раджу Капуру и Наргис, именно они и открыли дорогу советским зрителям в индийское киноискусство.

"Бродяга".
"Бродяга".

Итак – Радж Капур! Он занимает особое место в индийском кино и в наших сердцах. Мир индийского кино открылся нам осенью 1954 года, когда в Советский Союз приехала представительная делегация индийских кинематографистов, то есть весь цвет индийского кино. Они привезли пять фильмов, в том числе классические «Два бигха земли»и «Байджу Бавра». Все картины имели нерядовой успех, но для зрителей произвёл фурор «Бродяга» Капура с участием юной талантливой Наргис. Почему этот немудрёный фильм произвёл настоящую сенсацию? Он был тогда, как глоток свежего воздуха на фоне «Кубанских казаков» и «Кавалера Золотой Звезды» – это подтверждается тем, что через двадцать лет фильм Капура был вновь выпущен на экраны и новое поколение зрителей приняло его спокойно, куда хуже, чем, скажем, «Танцор диско». Значит, для поколения 50-х, он был чем-то особенным, воплощением давней мечты о живом, человеческом кино, где можно подумать, поплакать и посочувствовать героям, чуточку похожим на тех рядовых зрителей, которые сидят в зале кинотеатров. Увидеть живые лица живых людей - разве этого мало?!

Радж Капур.
Радж Капур.

Тридцатилетний – в 1954 году – Радж имел более чем двадцатилетний стаж работы актёром. На счету Капура сегодня десятки фильмов, как режиссёра постановщика, и без малого сотня ролей (он охотно снимался и у других режиссёров). Много удач, есть и просчёты, но всё, что он сделал в кино, точно сориентировано на массового зрителя, всё проникнуто любовью к людям и демократизмом отношения к действительности. Почти в каждой его картине освещается какая-либо проблема, пусть не самая кардинальная, но безусловно жизненная. В Радже воплотились многие черты индийской действительности 50-х и 60-х годов и многие особенности национального характера. В нём зрители узнавали самих себя, в его приключениях видели собственные невзгоды, стремления, надежды. В нём они, так же угадывали, великого Чарли Чаплина и Радж не спорил с этим. В своих походке, мимике и жестах, он иногда старался воплотить это и показать сходство с известным комиком немого кино. За это зрители платили Раджу беспредельной любовью. Любовь простых людей к этому актёру превосходит всё, что можно вообразить. Однажды в начале 70-х годов, небольшая группа кинематографистов убедилась в этом воочию. В эту группу входил киновед и публицист Р.П.Соболев, предоставим слово ему: « В Бомбей должен был приехать советский космонавт. А было это время резкого обострения политической борьбы, нападок на Индиру Ганди, и реакционные силы решили сорвать встречу народа с космонавтом. Радж, узнав об этом и возмутившись, разослал по городу радиофицированные легковые машины. Из них сообщалось, что в такой-то день и час, на такой-то площади он, Радж Капур, будет приветствовать советского космонавта и приглашает всех людей присоединиться к нему… На площади собрались тысячи и тысячи людей!»

Радж на студии своего отца.
Радж на студии своего отца.

Несмотря на то, что в молодости он казался обычной индийской «звездой» с определённым имиджем и направлением на коммерческое кассовое кино, то есть определённой маской, то в свои зрелые годы он спокойно и уверенно перешёл на самые разноплановые роли, даже стариков играл при этом совсем не утратив зрительского обожания. Объясняется это тем, что Капур никогда не был маской, он всегда оставался тонким и прекрасным, высокопрофессиональным актёром. Его смерть летом 1988 года – большая утрата для индийского кино, а для людей это стало национальной трагедией. По популярности его и сравнить-то в Индии не с кем, он был также одним из самых популярных актёров мирового кино.

Капур и Наргис.
Капур и Наргис.

Я не стала анализировать уже известные всему миру фильмы, в которых он снимался, хочу лишь добавить, что после открытия своей студии «Радж Капур филмз» в первых его картинах они неразрывны с актрисой Наргис и успехи делили пополам. Неудивительно поэтому, что какое-то время эмблемой студии было изображение Раджа Капура с каким-то музыкальным инструментом в руках, и Наргис, которая ласково склонялась над ним, словно утешая его боль. Вместе они работали семь лет и создали пятнадцать фильмов в том числе «Бродягу» (1951), «Господина 420»(1955), «Под покровом ночи»(1956) и другие. Ну, а следующая, завершающая статья про актёров индийского кино по праву принадлежит ей, знаменитой Наргис.

(Использована цитата Р.П Соболева из книги "Актёры индийского кино", 1989 г.)