Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Электромобиль императрицы и ещё два древних авто, похожих на колесницы

Оглавление

В музеях России каким-то чудом сохранилось несколько первых «самобеглых колясок» рубежа XIX-XX веков. Давайте посмотрим на три реликвии из Политеха: самый массовый автомобиль 1900 года, трофей из побеждённой Германии и «электрант» вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

De Dion-Bouton, Франция, между 1899 и 1902 годом

Из коллекции Политехнического музея, Москва
Из коллекции Политехнического музея, Москва

В этом авто (ударение на букву о) ещё заметны родственные связи с конными колясками. Например, четыре человека здесь размещались лицом друг к другу: шофёр и пассажир сзади, ещё двое — на диванчике напротив них. И обратите внимание на рычаг вместо привычного нам руля-колеса.

De Dion, Bouton et Compagnie начала работу ещё в 1883 году с выпуска экспериментальных «самобеглых колясок», приводимых в движение энергией пара. В 1894-м паровой De Dion-Bouton даже пришёл первым в гонке Париж-Руан, преодолев 126 км со средней скоростью 18,7 км/ч. Но победу не засчитали, De Dion-Bouton был дисквалифицирован. Экипаж паровика составлял два человека (водитель и кочегар), тогда как принимавшие участие в гонке бензиновые Peugeot и Panhard-Levassor обходились только водителем.

С этого обидного момента De Dion, Bouton et Compagnie сосредоточилась на доводке бензинового одноцилиндрового мотора собственной конструкции, и столь успешно, что он стал силовым агрегатом для первых моделей множества автопроизводителей. Представленный здесь автомобиль, оснащённый двигателем мощностью 3,5 л.с и двухступенчатой коробкой передач, развивал скорость до 20 км/ч.

На волне успеха в 1900 году De Dion, Bouton стала крупнейшей автомобилестроительной фирмой в мире, выпустив 400 машин и 3200 моторов. Компания даже открыла производство в США, но Первая мировая война и последующие экономические кризисы подорвали её здоровье. Последний легковой De Dion-Bouton был выпущен в 1932 году.

Grosser Stoewer Motorwagen, Германия, 1899 год

Из коллекции Политехнического музея, Москва
Из коллекции Политехнического музея, Москва

Братья Эмиль и Бернхард Штёверы из города Штеттин поначалу выпускали швейные машинки, но автомобильный бум рубежа веков заставил их искать новое счастье. Первый продукт братьев, Grosser Stoewer Motorwagen («Большая повозка Штёвера с мотором», если переводить буквально) — настоящий зверь по тем временам. Двухцилиндровый двигатель мощностью 6,5 л.с.(2100 куб. см), число передач — 3, максимальная скорость — 17 км/ч. И удобный руль «баранкой».

До Второй мировой войны компания Stoewer-Werke AG активно развивалась, производила «легковушки», грузовики, автобусы, полноприводные армейские автомобили. После 1945-го немецкий Штеттин стал польским Шециным, а уцелевшее оборудование автопредприятия было демонтировано и отправлено в СССР — в основном в Миасс на Уральский автомобильный завод.

Единственный сохранившийся в мире экземпляр Grosser Stoewer Motorwagen тоже стал трофеем, заняв место в экспозиции Политехнического музея в Москве.

Электромобиль Columbia Victoria Phaeton, США, 1901 год

Из коллекции Политехнического музея, Москва
Из коллекции Политехнического музея, Москва

В самом конце XIX века бензиновые и электрические автомобили на равных боролись за рынок. Но бензиновые «моторы» нужно было заводить «ручкой», поэтому дамы из высшего света предпочитали «электранты» — бесшумные, легкие в управлении и не вонючие.

Британская королева Александра, например, сделала выбор в пользу электромобиля Columbia Victoria Phaeton американской Electric Vehicle Company предпринимателя Альберта Поупа. Александра не только полюбила кататься «за рулём» по дорожкам своей резиденции в Сандрингеме, но и подарила в 1901 году ещё один такой же экипаж своей сестре, вдовствующей российской императрице Марии Федоровне — матери последнего российского императора Николая II.

Правда, самым активным пользователем этой «электрической коляски», или «отомобиля», стал младший сын Марии Фёдоровны, Великий князь Михаил Александрович. Князь ездил на Columbia по грибы и на рыбалку в окрестностях Гатчинского дворца. Запас хода у электромобиля из-за ограниченного ресурса батарей составлял 60-70 км, максимальная скорость — 25 км/ч. Так что, честно говоря, для Михаила это был некий аналог современных дачных квадроциклов.

Альберт Поуп умер в 1908 году, и его фирма вместе с ним. Великого князя Михаила Александровича расстреляли в ночь на 13 июня 1918 года в лесу недалеко от Перми. Мария Фёдоровна успела покинуть Россию и до 1928 года жила у племянника, короля Дании Кристиана Х. А один из 24 сохранившихся экземпляров Columbia Victoria до сих пор хранится в России.

Подписывайтесь на канал «Увидел & Зацепило»!