Найти в Дзене
Вижу красоту

Сибирский фарфор из Прокопьевска

Друзья, я как сибиряк и рождённый в городе шахтёров Кемерово обязан вам рассказать о Прокопьевском фарфоровом заводе в Кузбассе. В родительском доме в Омске по сей день используются функционально удобные «прокопьевские» тарелки.

Год и место основания – 1972 год, СССР, РСФСР, Кемеровская область, г. Прокопьевск. Пуск – 1973 год.

Источник: Архивный фонд Кемеровской области.
Фонд № Р-1189. Крайние даты документов 1969–2004
Десятая пятилетка (1976–1980) – десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР // Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Источник: vk.com
Десятая пятилетка (1976–1980) – десятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР // Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Источник: vk.com

Предприятие меняло название:

1969–1972 – Прокопьевский фарфоро-фаянсовый завод Российского промышленного объединения по производству фарфоровых изделий Министерства лёгкой промышленности СССР

1973 – август 1991 – Прокопьевский фарфоровый завод Российского ПО по производству фарфоровых изделий МЛП СССР

1991 – август 1992 – Арендное предприятие «Прокопьевский фарфоровый завод» Российского ПО по производству фарфоровых изделий МЛП СССР

1992 – июль 1996 – АООТ «Прокопьевский фарфоровый завод»

1996, июль-сентябрь – АОЗОТ «Прокопьевский фарфор»

1996–2004 – ЗАО «Прокопьевский фарфор»

2004–2006 – ООО «Прокопьевский фарфоровый завод»

2006, сентябрь – в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации ООО «Прокопьевский фарфоровый завод» за государственным регистрационным номером 2064205353452.

Источник: Проспект эмиссии ценных бумаг. Закрытое акционерное общество «Прокопьевский фарфор» (21 сентября 2000)

Прокопьевский фарфоровый завод запущен в эксплуатацию в 1972 году. Завод был построен для производства фарфора столового ассортимента – это в основном тарелочный ассортимент. Оборудование поступило из Чехословакии, монтировать его помогали чешские инженеры. В 1990-е годы завод перестроился и 50% ассортимента производил методом литья, а 50%- методом формования, но по производству тарелок завод являлся монополистом.

Первые изделия завод выпустил 25 апреля 1973 года, а уже 19 сентября 1973 года торжественно отмечали выпуск миллионного изделия.

Проектная мощность 60 млн. штук изделий в год. Занимаемая площадь земли – 33 га. Производственные площади – 11 га. Парк основного технологического оборудования – 679 единиц. Предприятие организовано по цеховому принципу. Основных цехов – 6 (массозаготовительный, литейно-формовочный, печной, живописный, капсельный, цех комплектации и отгрузки) вспомогательных – 6 (хоз-транспортный, ремонтно-механический, сантехцех, электроцех, стройцех, котельная). Имелись художественная лаборатория и участок изготовления деколий.

Наталья Володькина.  Тарелка «Слава Октябрю». 1977. Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Диаметр 24 см. Прокопьевский городской краеведческий музей / КП 17856. Госкаталог: 21983827. Источник: goskatalog.ru
Наталья Володькина. Тарелка «Слава Октябрю». 1977. Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Диаметр 24 см. Прокопьевский городской краеведческий музей / КП 17856. Госкаталог: 21983827. Источник: goskatalog.ru
Источник: Как родился и разбился кузбасский фарфор // Газета «Кузбасс», 14 октября 2011

Руководство Кемеровской области долго и настойчиво убеждало Москву в необходимости комплексного развития края. Крен в сторону тяжелой, угольной и химической промышленности исключал рабочие места для женщин, ставил область в положение просителя товаров народного потребления. В 1960–1970-е годы всесильный Госплан наконец-то внял уговорам и в области началось строительство предприятий лёгкой промышленности.

Чайник заварной. 1979. Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Высота 11 см. Кузбасский государственный краеведческий музей / ВС 411. Госкаталог: 4369954. Источник: goskatalog.ru
Чайник заварной. 1979. Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Высота 11 см. Кузбасский государственный краеведческий музей / ВС 411. Госкаталог: 4369954. Источник: goskatalog.ru
Источник: Проспект эмиссии ценных бумаг. Закрытое акционерное общество «Прокопьевский фарфор» (21 сентября 2000)

Классический рецепт массы для производства фарфоровых изделий предполагает наличие 13 компонентов сырья, которое находится на Украине (каолин, огнеупорная бело-жгущаяся глина), в Мурманской области (белый кварцевый песок). В 1990-е годы коллектив приложил максимум усилий, используя творческий потенциал заводской лаборатории, перешёл работать на российское сырьё, расположенное ближе к заводу – это каолин Кыштымский, Журавлиный лог (Урал), пегматит (Красноярск). Велось исследование глин, расположенных в Тисульском районе Кемеровской области. Но совсем отказаться от Украинского сырья было невозможно. Самое высокое качество достигалось при использовании сырья Веселовкого и Просянского месторождения.

Ткаченко Л. А. Влияние «московской» школы керамики на развитие художественного фарфора в Западной Сибири // Мир науки, культуры, образования, 2008. – Выпуск № 5. – С. 134–136. Источник: cyberleninka.ru

Завод был построен после выхода Постановления о мерах по ускоренному строительству фарфоровых и фаянсовых заводов [Постановление Совета министров СССР от 27 февраля 1969 года]. Осваивать технологию производства изделий, создавать росписи и формы помогали специалисты Дулёвского фарфорового завода. Художники-керамисты были приглашены в Сибирь из других регионов. Главный художник Прочко Анатолий Иванович с супругой приехали с Артёмовского завода Приморского края, супруги Володькины выпускники Миргородского техникума художественной промышленности приехали с Украины, Бурков Сергей Иванович прибыл из Строгановского училища по направлению «Росфарфора». Были специалисты – выпускники Миргородского техникума художественной промышленности. Задор молодых художников сказался на первых образцах. Хотя они были выполнены в манере и технике подмосковного Дулёвского фарфорового завода, эти работы создавали впечатление единого ансамбля и были яркими, жизнерадостными, привлекательными.

Прокопьевский фарфоровый завод избрал Дулёвское направление в оформлении своей продукции: цветочная свободная кистевая роспись с мягким пастозным мазком.

Источник: ok.ru
Источник: ok.ru

Первую форму для производства комплектной посуды Прокопьевский фарфоровый завод приобрёл также на Дулёвском фарфоровом заводе. Это была форма «Юбилейная» для чайного сервиза. Для этой формы художники ПФЗ разработали несколько рисунков. Одним из них стал рисунок «Перчик» (1974 год) Леонида Володькина. Источник: ok.ru

-9

Вначале единой маркой предприятия было символическое изображение шахтерской лампы автора А.И. Прочко.

Патент на товарный знак. Источник: www1.fips.ru
Патент на товарный знак. Источник: www1.fips.ru

Но когда обнаружилось, что аналог клейма был утвержден ранее на Дружковском заводе, то с 1976 года фирменным знаком ПФЗ стал служить стилизованный рисунок оленя с буквой «П» между рогами, разработанный Л.Н. Володькиным.

Источник: molotok.ru (2013 год)
Источник: molotok.ru (2013 год)

Популярность завода со дня выпуска первой продукции была очень высокой. Многим изделиям был присвоен знак качества.

Первой разработанной скульптором Прокопьевского фарфорового завода Анатолием Ивановичем Прочко стала форма «Сибирская». Чайные сервизы этой формы завод выпускал с 1976 по 1978 годы. Источник: ok.ru

Создание чайного сервиза формы «Кузбасс» началось на ПФЗ в 1978 году в условиях общезаводского творческого конкурса. Поиск вели, учитывая технологию производства, особенности заводских формовочных полуавтоматов. Требовалось создать технологичный производственный сервиз. Это была первая попытка разработать сервиз расширенной комплектации. Долго искали форму изделия. На выбор повлияли традиции украинских гончаров, ведь большинство художников лаборатории – выпускники Миргородского керамического техникума. Были выбраны формы с округлыми мягкими линиями.

Наталья Володькина (автор росписи). Леонид Володькин (автор форма сервиза «Кузбасс»). Чайник из сервиза «Пурпуровый». 1982. Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Высота 12 см. Кузбасский государственный краеведческий музей / ВС 386. Госкаталог: 4357856. Источник: goskatalog.ru
Наталья Володькина (автор росписи). Леонид Володькин (автор форма сервиза «Кузбасс»). Чайник из сервиза «Пурпуровый». 1982. Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Высота 12 см. Кузбасский государственный краеведческий музей / ВС 386. Госкаталог: 4357856. Источник: goskatalog.ru

Дело стало за декором – рисунком, который бы заставил изделие заиграть. Художники пробовали разные варианты, но остановились на рисунке «Пурпуровый». Декор получился нарядным звонким, крупные раскованные мазки дополнили округлые формы сервиза.

Специалисты из художественно-технического совета в Москве высоко оценили сервиз, присвоив ему государственный Знак качества. Особое одобрение получила идея расширенного комплекта. Несколько лет заводчане продолжали внедрять в производство отдельные изделия этого сервиза. Были созданы набор салатников «Кузбасс», кофейный сервиз «Кузбасс». Источник: ok.ru

Наталья Володькина (автор росписи). Сергей Бурков (автор формы «Кадриль», 1978). Сервиз «Золотая осень». Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Прокопьевский городской краеведческий музей. Источник: prk-museum.ru
Наталья Володькина (автор росписи). Сергей Бурков (автор формы «Кадриль», 1978). Сервиз «Золотая осень». Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Прокопьевский городской краеведческий музей. Источник: prk-museum.ru

На предприятии работали:

Бак Наталья, художник: чайник «Сибирская лесная сказка», образцы для росписи чашек и чайников «Осенние золотые листья», «Незабудки».

Бачинский Антон, художник: два варианта рисунка для печати на тарелках и блюдах «Сибирская зима».

Бурков Сергей Иванович, скульптор: чайный сервиз «Кадриль»

Володькин Л.Н.  Источник: ok.ru
Володькин Л.Н. Источник: ok.ru

Володькин Леонид Николаевич, скульптор: чайный сервиз «Веселое настроение» (форма «Застольный»), сервизы чайные «Перчик», «Каменный цветок», «Наташа», набора чайников «Кристалл», форма сервиза «Кузбасс», ваза «Сувенирная»; композиции для декорирования блюдец и тарелок «Дикий мёд» и «На опушке».

Володькина Наталья. Кофейный сервиз «Тет-а-тет». Декор «Рельефная роза». 1981–1983. Прокопьевский городской краеведческий музей / ПГКМ КП 17865.
Володькина Наталья. Кофейный сервиз «Тет-а-тет». Декор «Рельефная роза». 1981–1983. Прокопьевский городской краеведческий музей / ПГКМ КП 17865.

Володькина Наталья, художник: чайные сервизы «Банкетный» и «Цветущий» (форма «Застольный»), чайный сервиз «Золотая осень», кофейный сервиз «Тет-а-тет».

Марьина Мария, художник: сервизы «Слива», «Огоньки», «Физалис».

Перунов Александр Андреевич, скульптор: напольные вазы.

Перунова (Реутова) Вера Алексеевна (1959 г.р.), скульптор: подсвечник «Петушок», сувенир «Тигрёнок», копилка «Дударь»; кофейный сервиз «Шахматный», чайный сервиз «Ожерелье», чайный сервиз «Эллада»

Главный художник А. И. Прочко. 1973 год. Источник: ok.ru
Главный художник А. И. Прочко. 1973 год. Источник: ok.ru

Прочко Анатолий Иванович (1938 г.р.), главный художник, член Союза художников СССР: форма сервиза «Колобок», форма сервиза «Застольный».

Прочко Валентина Ивановна, художник: чайный сервиз «Праздничный стол» (форма «Застольный») рисунки «Полянка», «Ромашки».

Рычагова Лидия Петровна (1954 г.р.), скульптор.

Уласик Наталья, скульптор: сувенирные скульптуры «Олень», «Соболь на ветке», «Заяц»

Цимбалий Таисия, художник: рисунки «Ажурный», «Сестрички», «Лютики».

Вера Перунова. Копилка «Дударь». Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Высота 30 см. Прокопьевский городской краеведческий музей / КП 17834. Госкаталог: 21983856. Источник: goskatalog.ru
Вера Перунова. Копилка «Дударь». Кемеровская обл., г. Прокопьевск. Высота 30 см. Прокопьевский городской краеведческий музей / КП 17834. Госкаталог: 21983856. Источник: goskatalog.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив