Найти тему
Читающим между слов...

Три стадии обучения.

Оглавление

Относится не только к боевому искусству. Это скорее некое обобщение закономерностей правильного изучения любой дисциплины.

Стадия "Шю" полностью посвящена подчинению. Обучаемый должен строго следовать существующим правилам и принципам, не отклоняясь ни на йоту. В боевых искусствах, эти строгие принципы представлены в виде ката - серий движений, созданных мастерами "Ри". Ученик должен запоминать существующие правила даже если он не до конца понимает, для чего они предназначены. Стадия "Шю" предполагает наличие учителя, который будет направлять обучаемого и предотвращать запоминанием им неправильных правил и концепций. Забывать ошибки, зазубренные на шаге "Шю", очень сложно.

Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

Дополнительной обязанностью учителя на этой стадии является определение её конца для этого ученика. Необходимо вовремя заметить конец этой стадии: её слишком раннее окончание означает, что обучаемый не узнает каких-либо базовых концепций, а её слишком позднее окончание - что ученик может разочароваться в предмете из-за того, что ему не дают вносить свои уже назревшие предложения.

Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

Для облегчения обучения необходимо, чтобы изучаемые принципы были легко применимы, и - что более важно - они должны действительно работать. Они должны предоставлять ощущение чего-то завершенного, слитной совокупности действий, которые обязательно приведут к поставленной цели. Пошаговые обучающие материалы являются хорошим примером знаний, даваемых на шаге "Шю". Они обычно хорошо структурированы, ведут к определенному результату и не допускают отклонений - именно то, что необходимо.

После изучения достаточного количества ката или обучающих материалов, ученик начинает понимать смысл, заложенный в них, причину, почему все именно так, а не по-другому. Учитель должен вовремя заметить этот момент осознания и разрешить обучаемому вносить свои изменения в ранее нерушимые последовательности - это и есть начало перехода в стадию "Ха".

Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

Когда ученик достигает стадии "Ха", он уже знает все необходимые основы и может чувствовать и понимать их истинную природу. Теперь он обладает достаточным знанием, чтобы отойти от канонов и улучшить имеющиеся знания. Любое изменение, создаваемое обучаемым, может быть хорошим или плохим - в зависимости от контекста. Обязанности учителя на данной стадии становятся куда более важными: он должен обучить самого ученика понимать, что есть хорошо, а что плохо.

Все созданные изменения должны лежать в той же области, что и оригинальные знания - ученик не должен отрицать уже существующее, он должен только улучшать их в такой степени, что основа должна еще хорошо узнаваться. Например, изменения в ката могут вылиться в новую комбинацию ударов ногами, которая хорошо вписывается в общее полотно движений.

Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

Эта стадия длится дольше, чем стадия "Шю", но в конце обучаемый полностью понимает всю природу изученных основ и созданных им изменений, видит цели, которые ему необходимо достигать и, наконец, приходит к тому, что он не связан никакими знаниями - он может на их основе творить что-то свое. В этот момент учитель должен освободить ученика от обучения - он наконец достиг стадии "Ри".

Стадия "Ри" - последняя стадия в обучении - и по сути, она бесконечна. Обучаемый полностью понимает все, изученное на шаге «Шю" и созданное им на шаге "Ха", внешняя оболочка растворяется и знание становится частью персоны - он больше не связан правилами и концепциями. Ученик становится мастером - и сам может быть учителем.

Для человека стадии "Ри" нет определенного способа достижения цели - есть только цель, проблема, которую необходимо решить. Мастер просто движется к этой цели и предпринимает все необходимое для её достижения. Он может использовать изученное ранее или что-то абсолютно новое - это просто не имеет значения.

В ката стадия "Ри" представляет собой такое состояние бойца, когда ката просто нет. Есть только дух ката в человеке, четкое представление в духе и теле, и мастер может использовать его для достижения цели.

Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

В сочинении известного мастера меча XIX века Тиба Сюкаку «Кэмпо Хисэцу» («Секретные ключи к фехтованию мечом») предлагается следующее толкование: «[В фехтовании мечом] существуют такие понятия как шю, ха и ри. Шю, или мамору 守 означает «хранить верность сущности избранной школы», «соблюдать сущность школы». Это означает атаковать противника, не нарушая боевых изготовок данной школы... Ха, или ябуру 破 - «разбивать», «нарушать» и др., означает, что фехтовальщик не должен «цепляться за сущность» [избранной школы] и [подняться] на следующую ступень. Ри, или ханаруру (совр. ханарэру) 離 - «отделяться», «отходить» и др., означает «отойти от шю и ха, которые описаны выше, и в состоянии «безмыслия» (мусо 無想) подняться выше и достичь уровня, выше которого уже ничего нет. Значения иероглифов шю, ха и ри нужно очень хорошо прочувствовать, ибо это важнейшие этапы практики [фехтования]».

Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

В контексте древнеяпонской мудрости процитируем слова Фридриха Ницше (цитата из "Так говорил Заратустра»).

Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев.

Эти три образа - верблюд, лев и ребенок - и есть стадии Шю Ха Ри! Судите сами.
Верблюд описывается так:
Что есть тяжесть? — вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его. […] Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

После длительных странствий (изучения основ через подчинение - «Шю"), верблюд осознает необходимость развития и становится львом:

Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне. […] Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? "Ты должен" называется великий дракон. Но дух льва говорит "я хочу". […] Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержный и почтительный? Создавать новые ценности — этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания — это может сила льва.
Лев завоевывает себе свободу для созидания ("Ха") и становится ребенком:
Источник Яндекс Картинки.
Источник Яндекс Картинки.

Принцип трех стадий обучения также встречается и в китайской культуре. В ней начальной стадией является Земля, средней - Человек, а финальной - Небо. Человек выступает как среднее между полным подчинением и полной свободой.

По материалам сайта Хэйхо «Искусство войны и мира"