Совершенно неотразима для меня наследница Октября, астраханская рыбачка Изольда Извицкая в киноленте “Сорок первый”. Во-первых, она метко стреляет, во-вторых, на перекрестке ее томных глаз столько пламени и жара, что в них можно растопить не только Добровольческую Армию, но и всю РККА в придачу. Современные актерки уже не умеют ТАК смотреть. Я называю этот взгляд “Скользя меж двух соединившихся Нельзя”.
Обычно считается, что сей фильм Григория Чухрая о ХХ съезде партии, о промельке сожаления (уж может зря мы столько народу положили не только в 1937, 1932, 1922, но даже и в 1919), о последнем реверансе в сторону теории классовой борьбы, о том, что если враг не сдается, но у него синие-пресиние глаза, то он может классово не чужд пролетариату.
Для меня это фильм о приключениях, об пенном море, о песках Кара-Кум, о затерянном острове. Все-таки война в глубинах Азии, где белые, красные и бандиты предоставлены сами себе 24 часа в сутки как это видно и здесь и в “Белом cолнце пустыни” – это не штурм Перекопа. Бойцы перемежают редкие перестрелки с поеданием плова в юртах, грабежом караванов, разговорами о Робинзоне Крузо у печурки в ночи и бегом по линии прибоя.
Затейник Борис Лавренев, по чьей повести был снята картина, был горазд на выдумку. Достаточно сказать, что его первая публикация “Зеленый цвет” – о жаркой любви узбечки Марьям и красноармейца Дмитро Литвиненко, который освобождает ее из магометанского ига бывшего бая Абду-Гаме. Свободу женщинам Востока, так сказать. Все бы хорошо, но узбечке в повести всего 14 лет. В 1925 году никто даже ничего и не подумал. Повесть отвечала всем критериям пролетарского интернационализма.
Во многих анекдотах на необитаемом острове оказываются мужчина и женщина. Здесь гвардии поручик и ворошиловский стрелок в юбке. Интересно же как они будут агитировать друга друга.
Мда,
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: Пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
Подписывайтесь на мой странный ютуб-канал