Найти в Дзене
Футбольный Биги

Конфликт с Дзюбой и сказка про него. Версия событий Вячеслава Малафеева

Вячеслав Малафеев (слева) и Артем Дзюба. Фото - Rambler.
Вячеслав Малафеев (слева) и Артем Дзюба. Фото - Rambler.

Вячеслав Малафеев, недавно покинувший пост заместителя спортивного директора "Зенита", дал интервью Сергею Егорову. И рассказал о сути конфликта с нападающим Артемом Дзюбой.

- Как пришла идея сказки? Почему Здравомир и Миромир?

- На самом деле сначала я написал другую сказку - она была не такая складная. Дал посмотреть друзьям, чтобы они почитали и высказали свое мнение. Они отнеслись критически, потому что у меня нет особого таланта писать сказки или стихи. И мне помогли.

- В чем была идея? В том, чтобы потроллить Дзюбу? Накипело?

- Первая мысль была такой: ничего и никому не говорить, не давать интервью, а просто выложить сказку. И пусть все бы делали выводы. В сказке можно увидеть последовательность - в высказываниях, в действиях. И даже причины, по которым все это произошло, тоже понятны.

- Вы довольны эффектом от сказки?

- Дети очень довольны. Они потом крепко спали.

- Судя по видео, младший уснул с самого начала сказки, а старший где-то в середине заснул.

- Старший в принципе понимал, о чем в сказке идет речь.

- Удивлены тем, что СМИ никак не подхватили эту тему?

- И да, и нет. В СМИ не прозвучало, потому что все привыкли к конкретным высказываниям, фразам. А здесь нужно было посидеть и подумать, нужно было прочитать, понять и сравнить. Подумать, что Малафеев хотел сказать этой сказкой.

- Есть вопросы по концовке. Там такие строки:

Коль мотивы не понять,

Остается пожелать:

Золотишко пусть звенит,

Самоварчик пусть кипит.

Что это значит? Пусть говорит что хочет?

- Смысл в том, что высказываться ему никто не запретит - пусть говорит. Только сейчас пришло время, когда у меня руки не связаны. И, поверьте, многое я еще не рассказал, но многое и не собираюсь говорить. В некоторых моментах это было бы неэтично, да и другие люди вовлечены - не хочу никого подставлять. Говорю только про свою работу, говорю о том, что я делал.

- В сказке есть и жесткое высказывание, требующее пояснения:

Здравомиром звать второго.

Нрава был он воровского.

- Аллегория получилась очень складно.

- То есть, это просто аллегория?

- Человек, который мне с этим помогал, изучил много информации. И, думаю, вы прекрасно понимаете, о чем идет речь применительно к нраву человека, с чем это связано. С прошлой деятельностью.

- Речь идет о давней истории. Якобы Дзюба своровал деньги у Быстрова. Вы убеждены, что именно своровал?

- Я нахожусь в замешательстве. Володя достаточно утвердительно нас заверял, что это произошло. Все было видно чуть ли не на камерах. Но не было никаких доказательств, никакого расследования, никто никого не наказывал. Эту историю можно назвать притчей, легендой. Но Володе я верю. В то же время понимаю, что все это достаточно странно. Вряд ли Дзюба сильно нуждался в деньгах, даже в то время. Возможно, это проявление какой-то болезни. Но в принципе Дзюба очень любит деньги. В этой ситуации мне сложно судить. На базе в Удельной наши с Дзюбой шкафчики были рядом, у меня часто были с собой деньги. Да, мелькала мысль не носить с собой наличные в раздевалку, но никаких проблем никогда не было.

- А "Ослик" - это что такое?

- Это из интервью Нобоа. Кокорин был Пятачком, Нобоа - Винни-Пухом, а Дзюба - Осликом.

- Я правильно понимаю, что в истории с Дзюбой, когда у него были проблемы с Манчини, вы доносили до него позицию руководства клуба? А Дзюба проецировал свой гнев на вас, полагая, что это ваше личное решение. Я правильно трактую ситуацию?

- Могу пояснить. В "Зенит" я пришел в конце 2017 года. И все эти события начали развиваться через месяц после моего прихода. Было бы странно, если бы, только придя в "Зенит", я обратился к Фурсенко или к Манчини: "Я тут решил. Давайте Дзюбу отдадим в аренду". В мою обязанность входило найти для Дзюбы клуб - и мы искали. Общался с его представителями, общался с агентами, в том числе и из других стран. Потому что понимал, что у Дзюбы высокая зарплата, и нужно было искать денежный вариант. Но топ-клубы были не готовы рассматривать его подписание на короткий срок - в аренду на четыре месяца. А продавать "Зенит" был не намерен.

Остановились на варианте с "Арсеналом". Я вел переговоры - это было непросто, так как у каждого были свои интересы. Игрок хотел как можно быстрее трудоустроиться, но были еще и интересы клубов. В итоге все затянулось, и весь процесс получился непростым. Нужно было постоянно согласовывать разные нюансы и отстаивать свою точку зрения.

- Найти клуб в той ситуации было непросто.

- Конечно. У Дзюба и тогда, и сейчас - очень высокая зарплата.

- Давайте я назову сумму, а вы скажете, прав я или нет. 3,3 миллиона евро.

- Естественно, я знаю все контракты футболистов от и до. Но в том и заключаются последствия моей работы, что я не имею права разглашать подобную информацию. Даже не с той точки зрения, что мной подписаны бумаги о неразглашении - я считаю это некорректным и неэтичным. Вы можете сделать свои выводы. Я сказал, что зарплата была большой, а "Арсенал" был готов платить мало. Нужно было искать компромисс.

- Я делал интервью с Дзюбой в конце 2018 года, когда он был на коне. Жесточайшие высказывания в ваш адрес были сказаны мне. Я бы хотел сказать, что согласование этого интервью было, возможно, самым сложным в моей карьере - оно длилось больше двух недель, а, может, и около месяца. Некоторые фразы вырезались, но Артем отстаивал свою позицию, чтобы они снова появились в интервью. Фразы в ваш адрес были значительно сокращены. Одно из высказываний, которое появилось после сверки с клубом, приписывают вам: "Мы не можем тебя отпустить". Я так понимаю, что это пресс-служба вставила. Дзюба говорил гораздо более жесткие слова, цитировал вас. Смысл был в том, что вы Дзюбе сказали: "Если ты не уйдешь - нам все равно. Не дай Бог ты заиграешь, у нас будут проблемы. Лучше сиди в "Зените-2". Было ли такое?

- Думаю, Артем услышал так, как это было в его голове. Да и сколько времени прошло. Я всегда очень сложно вспоминаю, что было несколько месяцев назад, особенно какие-то конкретные фразы. Если была личная неприязнь, то всегда можно было встретиться и поговорить. Все его слова - удар по репутации и месть, так как Манчини он отомстить не мог. Я занимался только тем, что пытался трудоустроить Дзюбу.

Мы с ним разговаривали буквально несколько раз. Первый раз обсуждали вопрос, что Дзюба должен был поехать в клинику в Италию, но он отказался и сказал, что поедет в Финляндию. Мы не были категоричны в этом вопросе. Если бы занимали принципиальную позицию, то за отказ ехать в Италию Дзюбу просто бы оштрафовали, так как он не выполнил указание клуба. Но этого не было. Все происходило достаточно тактично.

Тот факт, что Дзюба оказался в Туле, очень странно сопоставляется с его словами. Получается, что я его не хотел отпускать, оставлял в "Зените-2", но он ушел. Я лишь говорил о том, что мы не можем отдать его конкурентам, но это логично. Было бы странно, отдай мы его в аренду "Локомотиву" или "Краснодару". И странно, что Дзюба этого не понимал. Может быть, он разозлился на это, так как интерес со стороны "Локомотива" действительно был.

Злость и ненависть Дзюбы в мой адрес сложилась из-за того, о чем я говорил в сказке. А говорил я по поводу денег. В переговорах отстаивал позицию "Зенита" - мы сократили издержки, но все равно были вынуждены доплачивать Дзюбе. При переходе в "Арсенал" он лишился части денег. Я практически уверен, что в этом вся причина, по которой он начал меня поливать, потому что деньги он любит.

- Но Дзюба лишился не просто части денег. А, если я не ошибаюсь, 50 процентов. Его зарплата в "Зените" была около 20 миллионов рублей в месяц, а в Туле он зарабатывал порядка 10, сам "Арсенал" платил только около 3.

- Давайте так: я свою работу делал хорошо. А дальше - думайте сами. Вопрос был в том, что каждый игрок, который уходит из "Зенита" по тем или иным причинам, должен идти на компромисс. Компромисс - часть всех договоренностей. И каждый, кто уходил из "Зенита", шел на это. Потому что футболистам платятся большие деньги, и иногда они действительно платятся просто в никуда.

У Дзюбы накопилась злость, но Манчини рядом уже не было. И как-то странно, если бы он начал высказываться в адрес тренера сборной Италии - Манчини даже не услышит. И Дзюба выбрал себе цель, решив свалить на нее все что было. И даже придумал часть слов.

Да, Дзюба говорил: "Отпустите меня". Я ему отвечал, что отпустим, но сначала нам нужно договориться. Не говорю о том, что вообще ни слова ему не сказал - мы искали пути, искали компромисс. И все. Проблема в том, что я его лишил денег. Точнее, не я, а позиция клуба. А деньги Дзюба очень любит. У меня нет других объяснений. Бить по репутации, зная, что я ничего не могу ответить...

- На ваш взгляд, Артем понимал, что решение по нему принимают другие люди, а не вы? Но пошел против вас, потому что высказываться в адрес других людей будет себе дороже?

- Чревато, да. Конечно, понимал. Поэтому он и выбрал для себя цель, по которой бил. Только он не учел тот момент, что рано или поздно я смогу начать говорить. Не хочу говорить, что мы стали врагами, но у меня к нему отношение изменилось очень серьезно, мягко говоря.

- Вы не пытались донести до руководства клуба позицию, чтобы они поговорили с Дзюбой и объяснили ему, что это их решение, а не Малафеева?

- Нужно быть глупым, чтобы этого не понимать. Я - заместитель спортивного директора, я только пришел в клуб. Какими полномочиями могу владеть в данной ситуации? Я три-четыре месяца только вникал в суть. И почему клуб в этой ситуации должен Дзюбе что-то объяснять? Когда вопрос решался, все было напряженно, это уже потом стало нормально. Но Дзюба решил актуализировать ситуацию и начал высказываться в мою сторону.

Подписывайтесь на канал "Футбольный Биги" в Яндекс.Дзен и на YouTube: