Один из широко распространённых мифов: я простой менеджер, и субсидиарка мне не грозит. Так обычно рассуждают бухгалтеры и юристы компании. И, вроде бы, формально правда на их стороне. Только суды смотрят не на должность, а на полномочия и на конкретные действия в контексте образовавшихся убытков и долгов.
Рассмотрим конкретный пример: арбитражное дело № А27-18479/2016 (Постановление АСЗСО от 23.09.2019 № Ф04-1603/2019).
По инициативе АСВ в 2016 году «Банк развития бизнеса»признается банкротом по упрощенной процедуре. В ходе конкурсного производства управляющий ставит вопрос о субсидиарной ответственности практически всего руководящего и управленческого состава банка. В число ответчиков вошли, среди прочих, главный бухгалтер, начальник юридического отдела, руководители других отделов и секретарь кредитного комитета. Если кратко, под субсидиарку в размере 48,6 млн рублей попали все, кого только можно было привлечь.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении требований АСВ отказали. Причина – ответчики не могут считаться контролирующими должника лицами. Но вот кассация встала на сторону истца:
1. Для привлечения к субсидиарной ответственности важен не статус лица, а его фактические действия, за которыми последователи убытки, и, в конечном счете, банкротство должника.
2. Ответчики, в частности главный бухгалтер и начальник юротдела, непосредственно участвовали в одобрении сделок (приобретение векселей, выдача кредитов), которые не были обеспечены и, в итоге, привели к убыткам.
3. Тот факт, что за решениями и действиями ответчиков последовало одобрение убыточных сделок на более высоком уровне, не освобождает их от ответственности за свои решения и действия.
4. Отсутствие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности не означает отсутствия оснований для взыскания убытков со всех виновных лиц.
Решения нижестоящих судов были отменены, причем именно в части отказа в привлечении к субсидиарной ответственности. Предстоит новое рассмотрение дела в первой инстанции, но вряд ли суд отставит без внимания выводы кассационной инстанции.
Помните: КДЛ – это не статус, а решения и действия, с которыми связана как субсидиарка, так и ответственность за убытки.