Найти тему
Александра Гермаш

Художники в непрерывном поиске. А мы?

Рембрандт
Рембрандт

Самыми распространёнными сюжетами в истории изобразительного искусства являются сюжеты на библейские темы. Они служили и продолжают служить источником вдохновения для десятков поколений художников во всём мире. Благодаря таланту, фантазии и мастерству живописцев и скульпторов, в течение веков библейские сюжеты обрели образы и формы, воплотились в десятках тысяч скульптур и полотен.

Явления окружающего мира диктовали художникам наиболее важные и актуальные для них образы, наилучшие художественные решения. Библейскими темами наполнено творчество великих мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Брейгеля, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Караваджо, Доре, Рублёва, Крамского, Сурикова, Брюллова, Айвазовского, Шагала, Дали…

Многие произведения сегодня составляют золотой фонд культурного наследия человечества. Собственный взгляд художника, его опыт, его внутренний мир, его видение, способ и стиль художественного выражения, его отношение к событию – всё это решающие факторы, оказывающие влияние на то, каким в итоге окажется его произведение, какое впечатление оно произведёт не только на зрителей современников, но и на последующие поколения.

Помимо перечисленных факторов, значительное влияние на художника, и на результат его творчества оказывает время, в котором он работал, и место, где создавались его произведения. Образ времени и места удивительной незримой печатью лежит на художественных полотнах, воплощая в себе след предыдущих поколений и прокладывая путь последующим. Художниками давно была установлена истина, что не стоит писать картины на библейские сюжеты, копируя то, как это делали мастера предшествующих эпох. Стилизация под уже известное не наполнена новым содержанием, не оригинальна и, мягко выражаясь, не впечатляет. Она не даёт возможности мастеру, выйти за рамки привычного и устоявшегося, говорить с миром своим голосом и от своего имени. Мерой же таланта и мастерства часто как раз становилось умение художника, оставаясь в русле традиции, черпая в ней лучшее, что есть, творчески обогащать и множить её, дополняя традиционное находками собственного опыта.

Последний тезис особенно интересно рассмотреть на конкретных примерах живописных работ мастеров разного времени. Сравните:

Веласкес
Веласкес
Тициан
Тициан
Франциско де Сурбаран
Франциско де Сурбаран
Марк Шагал
Марк Шагал
Жорж Руо
Жорж Руо
Эмиль Нольде
Эмиль Нольде

Как несложно заметить, все сюжеты написаны на одну тему и изображают распятого Иисуса Христа. Стилевая разница весьма существенна. И здесь дело вовсе не в том, что в ХХ веке художники разучились писать картины. Изобразительное искусство пребывает в постоянном поиске нового. А критерием хорошо это или плохо, является только одно – нравится или не нравится.

Но прошу моих читателей не торопиться делать поспешные заключения, которые, подозреваю, будут не в пользу мастеров ХХ века. Кстати, для этой статьи были подобраны работы очень известных и признанных в мире живописцев. Все они родились примерно в одно время, и каждый прожил длинную жизнь. Марк Шагал менее трёх лет не дожил до своего столетнего юбилея.

Недавно в США произвели фурор работы художника Августа Вальдемара фон Коттлера.

Август Вольдемар фон Коттлер
Август Вольдемар фон Коттлер

Как бы ни относиться к его, без сомнения, неоднозначным творениям, но если мерилом их востребованности считать цену, которую готовы за них платить коллекционеры современной живописи (а это сотни тысяч долларов), то эту фигуру следует воспринимать всерьез.

Давайте рассмотрим одну из них. Между прочим, она тоже написана на библейский сюжет и именуется «Псалмист».

Псалмист
Псалмист

Похоже, без помощи самого автора будет непросто разобраться в сюжете. Не стану мудрствовать, а просто приведу цитату самого художника, в которой он рассказывает об этой его работе.

Итак читаем:

«Как мы знаем, Царь Давид - это наше еврейское всё. Щит Давида - Могендовид - украшает флаг моей исторической Родины. Он написал Псалмы - главные тексты поклонения Господу Богу для иудеев и христиан. Бог называл Давида мужем по сердцу Своему.

Но есть в его биографии одно интересное место - это его отношения с Вирсавией. Без затей и экивоков история выглядит так. Скучающий царь Давид сидит и бухает на крыше своей резиденции. Вдруг, сверху, он видит и наблюдает в чужом дворе роскошную телку, принимающую ванну. По его распоряжению бойцы хватают и волокут её силком во дворец, где выясняется, что она приличнейшая женщина, жена боевого заслуженного генерала и преданного Давиду товарища - Урии Хеттянина. Давида это не смущает. Вирсавия отбивается, она боится, она защищается, кричит о помощи, но женщина беспомощна против толпы зверствующих мужиков.

Давид лупит ее в кровь, доводит до полусознательного состояния и насилует, еле живую, причем не один раз, а держит у себя и насилует, насилует, насилует. Потом, обесчещенную и, как оказалось забеременевшую, отправляет домой. Она никому не может признаться в том, что с ней делал царь, человек «большой и доброй души».

Тут с полей сражений возвращается Урия, который бился за Давида. Давид отправляет его домой, надеясь, что тот соскучившись по Вирсавии, возьмёт её и беременность будет оправдана, все будет шито-крыто. Но Урия - человек чести, он говорит, что негоже нежиться с женщиной, когда в это время воины гибнут на полях сражений. И спит на крыльце дворца.

Тогда Давид понимает, что влип. Если узнают «пацаны», что сделал он с женой товарища, то точно воткнут отвертку в печень, царь он или не царь. И будут правы, это Давид прекрасно понимает. И тогда наш Псалмопевец придумывает план - а давайте отправим Урию обратно на войну, введем его в самую гущу боя и сбежим, оставим его одного сражаться против тридцати, а то и пятидесяти.

Сказано - сделано. Урию подставляют и убивают. Царь Давид ликует и славит Господа, пока не приходит Пророк и не говорит, что ты, царь, конченная тварь, урод и чмо. И так далее…

Вот мне хотелось эту историю с Вирсавией и Урией рассказать минималистично, но целиком, чего не удавалось до сих пор никому. В своей работе я символично отобразил мужские и женские ступни in flagranti, с летящими брызгами крови, а рядом чернеющие ступни лежащего в морге дядьки с солдатской биркой на большом пальце ноги и надписью "Урия Хеттянин".

Конец цитаты.

Вот теперь, зная историю, кроющуюся на картине и замысел автора, предлагаю ещё раз как следует её рассмотреть.

Что вы при этом думаете? Поделитесь своими мыслями по поводу увиденного и прочитанного.

03. 06. 2020.

Александра Гермаш.