(Судей 17; 18)
Держитесь крепче! Чтение последних пяти глав книги Судей напоминает езду на американских горках. Вы долго ждете, пока, наконец, не доходит ваша очередь войти в маленький вагончик, который станет вашим домом на следующие три минуты. Кто-то пристегивает вас ремнями. (Не забывайте, что делать это вас никто не заставлял!) Резкий рывок указывает на то, что это свидание с безумством началось. Неровный скрежет тяжелой цепи, ударяющейся о металлические рельсы, сопровождает ваш медленный подъем на самую высокую точку в парке аттракционов. Если вы сидите спереди, то вы первым можете “насладиться” панорамой всей местности. (То есть, если вам не помешает промелькнувшая перед вашими глазами ваша собственная жизнь!) Вагончик достигает самого верха и устремляется вниз, по-прежнему удерживаемый цепью, прикрепленной к задним вагончикам.
И тут... Вагончики отрываются, вы снова обнаруживаете существование силы тяжести и в свободном падении ухаете вниз. Ветераны американских горок поднимают руки вверх и визжат от удовольствия, а ваши пальцы оставляют свежие вмятины в стальном поручне, за который вы уцепились. Вы визжите оттого, что все у вас внутри обрывается! Наконец, вы перестаете падать, но теперь дорожка изгибает, вращает и переворачивает вас вверх ногами - но это хорошо, потому что вы, по крайней мере, хоть уже не летите вниз по вертикали! Но рано радоваться. Всякая мало-мальски стоящая горка будет иметь второе падение. Так как на этот раз вы потеряли ориентацию и уже движетесь на немыслимой скорости, это “последнее падение" (не правда ли, звучит зловеще?) лишает вас остатков присутствия духа, и вы начинаете давать обещания Богу, что сделаете то-то и не будете делать того-то, если только Он избавит вас от этого безумства. Если вы когда-либо испытали на себе ощущение этого “последнего падения”, тогда, может быть, вы готовы к оставшимся пяти главам книги Судей.
В Суд. 17—21 содержатся две странные истории, которые подводят нас к страшному завершению этой книги. Истории странные потому, что, во-первых, их появление в конце книги Судей не имеет ничего общего с хронологией и, во-вторых, потому что они не говорят ни об угнетении чужеземцами, ни о судьях Израиля. По-видимому, это и есть “последнее падение". К тому времени спираль, ведущая Израиль вниз, уже достигла невероятно низкой точки, но эти финальные главы ведут еще ниже. Хотя Израиль был предупрежден о гнете, который царь принесет на землю, хаос в конце книги Судей настолько ужасен, что любой царь на его фоне был бы лучше. Если вы думаете, что до сих пор поездка была тяжелой, держитесь крепче, потому что будет еще хуже!
ЛИЧНЫЙ СВЯЩЕННИК МИХИ (17:1-13)
Миха - хорошее израильское имя, означающее “Кто похож на Яхве?” С человеком из горной местности Ефрема, носившим такое имя, мы знакомимся в начале главы 17. Судя по всему, он украл у своей матери серебро, но, когда его мать стала посылать проклятия на вора, испугался и признался в содеянном. Она же ответила своему раскаявшемуся вороватому сыну ханжескими словами: “Благословен сын мой у Господа" (17:2). Она так обрадовалась, когда получила назад свою потерю, что поклялась отдать часть на служение Богу, “чтобы сделать из него истукан и литый кумир" (17:3). Верная своему слову, она наняла плавильщика, чтобы тот сделал истукана, и поставила его в доме своего сына Михи. В доме у Михи уже было устроено место поклонения, поэтому для него было естественно добавить туда еще идолов и ефод. (Помните Гедеона?) Имея такую коллекцию религиозных атрибутов, он почувствовал надобность в священнике. Начал он с того, что с этой целью стал использовать своего сына, но был в восторге, когда появилась возможность нанять настоящего левита, чтобы тот был его “отцом и священником” (17:10). Молодой левит (его имя, Ионафан, мы узнаем в 18:30), поселился в доме Михи, что позволило тому уверенно заявлять: “Теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником” (17:13).
В ПОИСКАХ ДОМА
Когда Израиль обосновался в земле обетованной, народ из племени Дана оказался далеко не в лучших условиях для проживания. В начале книги Судей мы читаем: "И стеснили аморреи сынов Дановых в горах; ибо не давали им сходить на долину” (1:34).
Не в силах больше терпеть лишения, сыны Дановы решили искать новую землю (18:1, 2). Они отправили пять разведчиков на север с заданием поискать лучших угодий. Проходя мимо дома Михи, они услышали голос священника Михи, левита из рода Вениаминова, и очень удивились. Возможно, они узнали его по “южному” акценту и поэтому спросили, почему он там. Узнав, что он священник, они попросили его спросить у Бога (опять Гедеон!), будет ли их путешествие успешным. Левит уверил их в том, что Бог одобряет их предприятие, и они пошли дальше, пока не добрались до Лаиса. В этом городе в мире и достатке жил “тихий и беспечный” народ (18:7, 10). Дановы соглядатаи поняли, что нашли свой новый дом!
Как только разведчики рассказали своим обитавшим на горах сородичам о замечательной долине, находившейся близ Лаиса, шестьсот сынов Дановых вооружились и пошли воевать. Идя на север, они тоже подошли к дому Михи. Там они украли ефод и истукана и заставили Ионафана пойти вместе с ними в качестве священника. Когда Миха обнаружил, что произошло, он собрал соседей и бросился за Дановыми налетчиками. Однако воины из племени Дана были слишком сильны, и Миха был вынужден вернуться домой. Дановы сыны пошли на Лаис, сожгли город и перебили всех людей. Затем они восстановили то, что сожгли, и дали городу другое название - Дан. История о Дановом племени завершается такими словами:
«И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли. И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме» (18:30, 31).
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
В отличие от насилия и интриг других историй в книге Судей, этот маленький эпизод о Михе, его священнике и о колене Дановом на первый взгляд кажется незначительным, почти невинным. Более того, если бы нам пришлось читать о таких событиях в сегодняшней газете, то мы, вероятно, даже не сочли бы такую информацию интересной. Однако если мы вспомним, что здесь речь идет об израильском народе, все внезапно предстанет в ином свете. Для язычников поступать как язычники - это одно; для избранного Божьего народа поступать как язычники - нечто совсем другое. С духовной точки зрения, этот эпизод становится яркой демонстрацией того, что, хотя Израиль продолжал говорить как святой народ, жизнь народа показывала, что он совершенно забыл Бога!
Все участники этой истории были израильтянами. Они имели законное наследие, законно жили в этой земле и вели вроде бы законные речи - но они извратили самое сердце своей веры. Например, женщина дала своему сыну благочестивое имя “Миха", а затем купила ему истукана, тем самым нарушив ясную заповедь Яхве не делать идолов (Исх. 20:4)! Или та же женщина посвятила двести сиклей серебра Богу и при этом совершенно очевидно восстала против Него, отдав серебро на изготовление истукана! Рассмотрим вопрос о священнике Михи. Миха был горд собой, потому что придерживался положения закона о том, что священником должен быть левит, но это не помешало ему окружить своего священника идолами и использовать его для ворожбы! Еще один пример противоречия между словом и делом виден в случае с соглядатаями, которые сначала попросили священника спросить у Бога, будет ли Он с ними, а потом вернулись и украли у Михи его идолов! А что же говорить о поведении колена Данова в Лаисе? Первым делом они в своем новом доме установили истуканов. Дом Божий был в Силоме, а они установили в новом городе Дане дом идолов - и при этом считали, что они Божий народ. Они говорили языком завета, но вели себя, как язычники хананеи. Говоря правильные слова, они поступали совсем неправильно.
СЛОВА И ДЕЛА
В Писаниях решительно и предельно ясно говорится о том, как Бог ненавидит, когда за набожными речами скрывается неповиновение. Иеремия однажды, стоя в воротах храма, возвестил народу такое слово Божье:
«Слушайте слово Господне, все иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: “здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень, храм Господень". Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы» (Иер. 1:2-8).
Века спустя Иисус, сидя на склоне горы, говорил те же слова:
«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"» (Мф. 7:21-23).
Еще позже Павел направил церкви в Риме резкие, обличающие слова:
«Вот, ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона. И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников...» (Рим. 2:17-24).
Во всех трех случаях люди осуждались за то, что их неправедная жизнь противоречила их благочестивому языку.
Последние годы к такому роду смешения духовной речи и порочной жизни самым вызывающим образом прибегает популярная певица Мадонна. Почти всегда с крестиком на шее и целым арсеналом религиозных символов и выражений, чтобы “завести” публику, она построила свою карьеру на кощунственной смеси языка Сиона и образа жизни Содома и Гоморры.
Особая опасность этой проблемы состоит в том, что она чрезвычайно легко приживается как раз там, где религиозный язык употребляется наиболее часто. Сегодня религиозные книги продаются небывалыми тиражами. Однако то, что происходит в стране на деле, диаметрально противоположно тому, что можно было бы ожидать от этого факта. Говоря о нашем веке, известный русский писатель Солженицын однажды заметил:
«Если бы меня попросили коротко определить главную характерную черту всего двадцатого столетия, то и тут я не нашел бы ничего точнее и выразительнее, чем еще раз повторить: люди забыли Бога».
Как такое может быть? Как может такое “религиозное" общество в то же самое время забыть Бога? Джордж Мак-Дональд, наставник Клайва Льюиса, считал, что избыток религиозного языка на самом деле может стать причиной растущего неверия! Он говорил: “Ничто так не убивает божественное, как затасканность внешней стороны святого".
Это особенно волнует меня, так как я живу в университетской христианской среде. Хотя я твердо верю, что это лучшее место на земле, я все равно очень беспокоюсь за себя, мою жену и детей. Мы окружены христианскими школами, христианским языком, христианскими структурами, христианскими организациями и обилием христианских мероприятий. Рассказ о Михе и его священнике - тревожное напоминание, что мы можем не только потерять здесь свою веру и свои души, даже не осознав, что же произошло. Мы можем забыть Бога даже при том, что будем постоянно говорить о Нем!
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПОСЛУШАНИЕ
Теперь давайте обратимся к частностям. Искушение, которое раскрывается с такой силой в нашем тексте, кроется в нашей тенденции слушаться Бога избирательно, что на самом деле вовсе даже и не является послушанием. Это вроде одной студентки, которая...
очень ревностно относится к вероучению, но спит со своим дружком
или
очень осмотрительна и не спит со своим дружком, но постоянно сплетничает, злобствует по отношению к другим и оскорбляет их
или
не злобствует, а просто безразлична к тем, кто грешен или страдает
или
небезразлична к людям, но пренебрегает вероучением.
Несколько лет назад в интервью журналу “Христианство сегодня” распространенность этой проблемы в культуре США отметил Джордж Гэллоп. Он заметил, что только 4 из 100 американцев говорят, что религия не занимает важного места в их жизни. Более того, около 75% американцев ходят в церковь или только недавно перестали ходить. Подавляющее большинство этих людей заявляет, что они последователи Иисуса. К сожалению, как указывает Гэллоп, “на самом деле вы не найдете большой разницы между теми, кто ходит и кто не ходит в церковь, потому что и те, и другие мошенничают, уклоняются от уплаты налогов и совершают мелкие кражи, и все это главным образом потому, что быть «религиозным» считается социально правильным...”
Совсем недавно известный консервативный фельетонист Кэл Томас призвал христиан жить в соответствии с Божьими заветами, которые они провозглашают. Чтобы христианам завоевать пусть не всегда одобрение, но хотя бы уважение со стороны тех, кто влияет на культуру, им нужно вначале навести порядок в своем собственном доме. Согласно Томасу, наблюдения показали, что христиане разводятся так же часто, как и нехристиане. С “семейными ценностями” покончено. Количество абортов среди женщин, называющих себя христианками, так же высок - и даже выше, - как среди тех, у кого иная вера или нет веры вообще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История о Михе напоминает нам о том, что истинная вера может умереть даже тогда, когда имя Божье будет у нас на устах. Именно об этой опасности писал Павел римским христианам. Адресованные им обвиняющие вопросы обращены и к нам сегодня:
“Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?” (Рим. 2:21-23).
Грех может войти в жизнь любого христианина, если сатана заметит, что он потерял бдительность. Это может произойти и в "христианской” семье, и в “христианской” школе. Это может произойти, когда мы слушаем “христианскую" музыку, играем в “христианской" футбольной команде или даже проповедуем с "христианской” кафедры. От такой возможности у меня стынет кровь в жилах.