О балансе мальчишеских интересов
Как пришел к классике и джазу? - А от чего было переходить-то?
Уроки музыки в школе, радиотрансляции надолго отбили охоту слушать классику. Диско как было музыкой "для ног", так и осталось. Хотя душа при этих ударах большого барабана резвится до сих пор.
Рок... Скучен для меня был рок. По крайней мере тот, что гремел из колонок моих приятелей. К тому же там, где было много рока, совсем не было девчонок...
Так что иных путей отступления к прекрасному, другого "коридора развития" и не было.
Были "мамины" пластинки. И её восторг во время звучания непривычных для детского уха композиций. В первую очередь, тех, которые исполнял оркестр Гленна Миллера. Часто звучало "Серенада Солнечной долины", "Чаттануга"...
Затем появились "мелодиевские" издания альбомов Дюка Эллингтона, какие-то выданные "послушать" и переписанные кассеты с саксофонными балладами. Правда, сначала в исполнении музыкантов типа саксофониста Фаусто Папетти. Или приторная "классика" в исполнении пианиста Ричарда Клайдермана...
Мда. Однако, очень скоро это показалось сперва скучноватым, затем просто скучным.
Надо заметить, что подсказать мне, что слушать и с чего начинать, было некому. Друзей и родственников с консерваторским образованием у нас не водилось. Жили мы более, чем скромно. Денег на хорошие пластинки или магнитофон не было. Да и вырос я в таком районе на окраине, что и вспоминать порой жутковато. Классика из окон домов или за стеной уж точно не звучала. Разве что соседка сверху, школьница по выходным терзала уши фортепианными гаммами.
Что-то из классики звучало из "радиоточки". Примерно с десяти-одиннадцати часов. Как теперь понимаю, вечнозелёная классика. Чайковский, Кабалевский, Бетховен...
Кажется, в 12:15 начиналась популярная передача "В рабочий полдень", последний выпуск которой, кстати, вышел в эфир ровно двадцать лет назад, в мае 2000 года.
Потом радиоточка затихала на час... - Звуковой фон. Не интереснее, чем звон посуды на кухне.
Много времени отнимал спорт. Хотя почему "отнимал"? Скорее, немало времени "посвящал спорту". Бегали километров по десять, по пятнадцать... Из звуков - только дыхание бегущих и мягкий шелест ног. Плееров с наушникам тогда и в помине не было.
Не курил и портвейн с одноклассниками не пил. Много читал. Но опять же не "Крейцерову сонату" или биографии композиторов. Что было в свободном доступе библиотеки местного Дома Культуры Шинного завода, то и читал. А было не много. Если помните, в то время и лучшие книги в библиотеке давали в основном "своим".
Играл на дешевенькой, купленной по блату, за шестнадцать рублей, глуховато звучащей гитаре. "Боем", "перебором"... В основном "Машину Времени", "Воскресенье".
И всё это время где-то, на другом полюсе, постепенно, исподволь, от прослушивания к прослушиванию всё ярче проступал теноровыми тонами своего саксофона Коулмэн Хоукинс. Да не один, а с Дюком Эллингтоном!
Помню, как удивила "мелодиевская" пластинка "Квартет Ларса Шенстена в Москве". Первая джазовая пластинка, которую мне захотелось переслушать полностью. Почему именно она?
Вообще, к своим первым джазовым пластинкам я ещё вернусь. Некоторые из них целы у меня до сих пор. Но... странно! - Вспоминаю о своих "путях к джазу", а вместо чёрных блинов пластинок перед глазами плывут другие картины. - Жаркий летний день. Высокое небо. Высокая трава. Пение птиц. И черные стволы горелых сосен.
Я копаю маленькой металлической лопаткой, почти совочком с небольшими граблями на конце . И время от времени достаю из мягкого песчаного грунта то патрон, то хвостовик от мины, а то и небольшой снаряд...
Рядом валяется подростковый велосипед "Школьник", выцветший брезентовый рюкзак.
Это - "полигон", большой участок горелого леса километрах в пятнадцати от города, усеянный осколками бомб и снарядов, замусоренный кучами огромных сплющенных снарядных гильз, ржавыми пулями и слитками оплавленного металла. Свои находки я потом сложу в рюкзак и поеду обратно домой. Железо, сквозь брезент будет давить и царапать спину. Но это - не главное. Главное то, что вечером мы с друзьями вынесем свои трофеи во двор, разложим на земле и станем разглядывать это смертоносное железо. - Вот эти гильзы - от баварской винтовки, а это - пули от автомата ППШ. А это - мина от ротного миномёта.
А ведь оно и впрямь было смертоносным, это железо. В чем я однажды убедился...
Отец обнаружил в домашней кладовке мой заветный чемодан с "боеприпасами" и твёрдо предложил вывезти содержимое куда-нибудь подальше. Немедленно. Кажется, он даже стиснул зубы тогда. Да и было от чего стиснуть!
Просто выбросить было жалко. Поэтому нашли компромисс. Договорились пойти вместе в "посадку", за железнодорожную линию, и там со всем этим разом покончить. Так и сделали. Убедились, что вокруг никого. Развели в глубокой яме костер. Залегли в канаве неподалеку... И оно рвануло! Осколки прошли поверху. Срезали несколько веток. Патроны рвались, но свиста пуль слышно не было. Видимо, вошли в земляные стенки ямы. Было жутковато.
Обратно шли молча. Больше на тот "полигон" я никогда не ездил.
Вспомнилось почему-то.
... А слушать джаз надо было бы начинать с баллад. Пусть это был бы квартет с тенор-саксофоном или трубой. Для начала полезно было бы "настроить" ухо. Почувствовать, как себя ведут и как уживаются друг с другом инструменты. Оценить роль фортепиано, принять человеческий голос как равноправный и самый волшебный инструмент.
Dave Brubeck Quartet - Take Five
В классике лучше начинать с фортепианных сонат, если слушаешь, например, джаз, и можно хоть с 5-й симфонии Бетховена, если слушаешь рок.
А с Моцарта можно начинать всем и в любом возрасте.
Yeol Eum Son: Mozart. Piano Concerto No. 21 in C major, Andante. (Обратите внимание на пластику и мимику исполнительницы)
Искренне Ваш, Лев Комов.
Ещё о музыке на канале "5 лучших!" читайте здесь:
- Альбом, который олицетворяет джаз легендарных 60-х.
- ДИСКОТЕКА 70-х: взгляд из пионерского лагеря (Часть 2).
Подписывайтесь на канал "5 лучших!" - Будет интересно!