Найти в Дзене
5 лучших!

Пути отступления к прекрасному

О балансе мальчишеских интересов

Вот на такой "Кантате-204" я слушал свои первые пластинки.
Вот на такой "Кантате-204" я слушал свои первые пластинки.

Как пришел к классике и джазу? - А от чего было переходить-то?

Уроки музыки в школе, радиотрансляции надолго отбили охоту слушать классику. Диско как было музыкой "для ног", так и осталось. Хотя душа при этих ударах большого барабана резвится до сих пор.

Рок... Скучен для меня был рок. По крайней мере тот, что гремел из колонок моих приятелей. К тому же там, где было много рока, совсем не было девчонок...

Так что иных путей отступления к прекрасному, другого "коридора развития" и не было.

Были "мамины" пластинки. И её восторг во время звучания непривычных для детского уха композиций. В первую очередь, тех, которые исполнял оркестр Гленна Миллера. Часто звучало "Серенада Солнечной долины", "Чаттануга"...

-2

Затем появились "мелодиевские" издания альбомов Дюка Эллингтона, какие-то выданные "послушать" и переписанные кассеты с саксофонными балладами. Правда, сначала в исполнении музыкантов типа саксофониста Фаусто Папетти. Или приторная "классика" в исполнении пианиста Ричарда Клайдермана...

Музыкальный китч 70-80-х: море, чайка, закат и полуголая "баба с саксофоном".
Музыкальный китч 70-80-х: море, чайка, закат и полуголая "баба с саксофоном".

Мда. Однако, очень скоро это показалось сперва скучноватым, затем просто скучным.

Надо заметить, что подсказать мне, что слушать и с чего начинать, было некому. Друзей и родственников с консерваторским образованием у нас не водилось. Жили мы более, чем скромно. Денег на хорошие пластинки или магнитофон не было. Да и вырос я в таком районе на окраине, что и вспоминать порой жутковато. Классика из окон домов или за стеной уж точно не звучала. Разве что соседка сверху, школьница по выходным терзала уши фортепианными гаммами.

Маленький начинающий  пианист, живущий этажом ниже, это всегда испытания.
Маленький начинающий пианист, живущий этажом ниже, это всегда испытания.

Что-то из классики звучало из "радиоточки". Примерно с десяти-одиннадцати часов. Как теперь понимаю, вечнозелёная классика. Чайковский, Кабалевский, Бетховен...

Абонентский громкоговоритель "Невский". Такой висел у нас дома на кухонной стене.
Абонентский громкоговоритель "Невский". Такой висел у нас дома на кухонной стене.

Кажется, в 12:15 начиналась популярная передача "В рабочий полдень", последний выпуск которой, кстати, вышел в эфир ровно двадцать лет назад, в мае 2000 года.
Потом радиоточка затихала на час... - Звуковой фон. Не интереснее, чем звон посуды на кухне.

Много времени отнимал спорт. Хотя почему "отнимал"? Скорее, немало времени "посвящал спорту". Бегали километров по десять, по пятнадцать... Из звуков - только дыхание бегущих и мягкий шелест ног. Плееров с наушникам тогда и в помине не было.

Не курил и портвейн с одноклассниками не пил. Много читал. Но опять же не "Крейцерову сонату" или биографии композиторов. Что было в свободном доступе библиотеки местного Дома Культуры Шинного завода, то и читал. А было не много. Если помните, в то время и лучшие книги в библиотеке давали в основном "своим".

Играл на дешевенькой, купленной по блату, за шестнадцать рублей, глуховато звучащей гитаре. "Боем", "перебором"... В основном "Машину Времени", "Воскресенье".

И всё это время где-то, на другом полюсе, постепенно, исподволь, от прослушивания к прослушиванию всё ярче проступал теноровыми тонами своего саксофона Коулмэн Хоукинс. Да не один, а с Дюком Эллингтоном!

-6

Помню, как удивила "мелодиевская" пластинка "Квартет Ларса Шенстена в Москве". Первая джазовая пластинка, которую мне захотелось переслушать полностью. Почему именно она?

-7

Вообще, к своим первым джазовым пластинкам я ещё вернусь. Некоторые из них целы у меня до сих пор. Но... странно! - Вспоминаю о своих "путях к джазу", а вместо чёрных блинов пластинок перед глазами плывут другие картины. - Жаркий летний день. Высокое небо. Высокая трава. Пение птиц. И черные стволы горелых сосен.

Я копаю маленькой металлической лопаткой, почти совочком с небольшими граблями на конце . И время от времени достаю из мягкого песчаного грунта то патрон, то хвостовик от мины, а то и небольшой снаряд...

Рядом валяется подростковый велосипед "Школьник", выцветший брезентовый рюкзак.

Это - "полигон", большой участок горелого леса километрах в пятнадцати от города, усеянный осколками бомб и снарядов, замусоренный кучами огромных сплющенных снарядных гильз, ржавыми пулями и слитками оплавленного металла. Свои находки я потом сложу в рюкзак и поеду обратно домой. Железо, сквозь брезент будет давить и царапать спину. Но это - не главное. Главное то, что вечером мы с друзьями вынесем свои трофеи во двор, разложим на земле и станем разглядывать это смертоносное железо. - Вот эти гильзы - от баварской винтовки, а это - пули от автомата ППШ. А это - мина от ротного миномёта.

-8

А ведь оно и впрямь было смертоносным, это железо. В чем я однажды убедился...

Отец обнаружил в домашней кладовке мой заветный чемодан с "боеприпасами" и твёрдо предложил вывезти содержимое куда-нибудь подальше. Немедленно. Кажется, он даже стиснул зубы тогда. Да и было от чего стиснуть!

Просто выбросить было жалко. Поэтому нашли компромисс. Договорились пойти вместе в "посадку", за железнодорожную линию, и там со всем этим разом покончить. Так и сделали. Убедились, что вокруг никого. Развели в глубокой яме костер. Залегли в канаве неподалеку... И оно рвануло! Осколки прошли поверху. Срезали несколько веток. Патроны рвались, но свиста пуль слышно не было. Видимо, вошли в земляные стенки ямы. Было жутковато.

Обратно шли молча. Больше на тот "полигон" я никогда не ездил.

Вспомнилось почему-то.

... А слушать джаз надо было бы начинать с баллад. Пусть это был бы квартет с тенор-саксофоном или трубой. Для начала полезно было бы "настроить" ухо. Почувствовать, как себя ведут и как уживаются друг с другом инструменты. Оценить роль фортепиано, принять человеческий голос как равноправный и самый волшебный инструмент.

Dave Brubeck Quartet - Take Five


В классике лучше начинать с фортепианных сонат, если слушаешь, например, джаз, и можно хоть с 5-й симфонии Бетховена, если слушаешь рок.
А с Моцарта можно начинать всем и в любом возрасте.

Yeol Eum Son: Mozart. Piano Concerto No. 21 in C major, Andante. (Обратите внимание на пластику и мимику исполнительницы)

Искренне Ваш, Лев Комов.

Ещё о музыке на канале "5 лучших!" читайте здесь:

- Альбом, который олицетворяет джаз легендарных 60-х.

-9

- ДИСКОТЕКА 70-х: взгляд из пионерского лагеря (Часть 2).

-10

Подписывайтесь на канал "5 лучших!" - Будет интересно!