Найти в Дзене
Сова-Психолог

Ограничения времени не нравятся клиентам психолога!

Оглавление
Если ограничить человеку время, вылезут раздирающие его противоречия. Хочу помощи и поддержки, но не хочу ограничений и рамок!
Если ограничить человеку время, вылезут раздирающие его противоречия. Хочу помощи и поддержки, но не хочу ограничений и рамок!

Бывает, клиенты заявляют: "Про какую поддержку ты говоришь, если ты мне выставляешь рамки?!"

Временные рамки – то, что предохраняет и психолога, и клиента.

Но есть особые ситуации, когда человек начинает атаковать эти рамки – как бессознательно, так и вполне осознанно!

  • Хотите короткий тест "на пограничника"? (Человека, которому достаточно плохо, чтобы искать помощи, но недостаточно психологически плохо, чтобы полежать в больнице.)
  • Предложите такому человеку по-дружески встретиться ровно на два часа. Или на полтора.

Всякий человек с пограничным уровнем нарушений постарается разрушить рамки ("потоптаться по границам").

Канючить ("за два часа мы не успеем поболтать"), наезжать ("ты меня не любишь"), требовать ("я хочу без вот этих дурацких ограничений").

Но и "простых невротиков" тоже часто раздражают ограничения во времени сессии.

"Оплаченное время пошло"

Источник фото – wallbox.ru
Источник фото – wallbox.ru

Что думает клиент:

  • Я не очень важен психологу. Со мной неинтересно.
  • Он поглядывает на часы – думает, когда наконец сможет меня спровадить.
  • Я говорю что-то скучное / не то.
  • А вдруг я не успею разобраться со своей проблемой?

Это только четыре примера того, что думает человек.

Часы и поглядывание на них – отличное зеркало для проекций*. Да и тревожное ожидание конца времени может сильно напрягать.

Итого время становится способом контроля.

Зачем нужны временные границы в психологической работе?

Источник фото – wallbox.ru
Источник фото – wallbox.ru

Время сессии у психолога или психотерапевта задает рамки. Совокупность этих рамок такова:

  1. Мы с тобой встречаемся с определенной частотой (= ты точно можешь рассчитывать на меня по вторникам, в 10:00, я буду в это время свободен и поработаю для тебя).
  2. Мы работаем ровно столько-то времени (= ты не уйдешь от меня на два часа позже, чем планировал, ты можешь организовывать свою жизнь, твоя боооооль или другие переживания не будут длиться вечно, ровно через час / 50 минут они точно закончатся).
  3. Мы работаем по определенным правилам (они озвучиваются). Если я не нарушаю временные рамки, то и другие скорее всего тоже.

Как клиент нарушает временные границы сессии?

В кабинете психолога происходит именно работа. Часто она болезненна, неприятна, тяжела или тягостна.

Чтобы этого избежать, человек может нападать на сеттинг (время сессии). Способы избежать боли:

  • Опоздания (невозможно же заставить клиента прийти вовремя, он взрослый человек).
  • Переносы (в течение дня, на другой день) и пропуски (по самым объективным причинам, поверьте).
  • "В последнюю минуту". Клиент может сообщить о важном событии или травме как раз тогда, когда психолог говорит "у нас осталась минутка".
  • Забыл оплатить сессию / взять деньги с собой. В результате приходится тратить время и выяснять, как это исправить, потом – связываться и уточнять, что оплата пришла/не пришла.
  • "Я вспомнил!" / "Инсайт!" Срочные звонки и общение в месенджерах за рамками сессии.

Это нелегкое время

Чем же так страшно время, что приходится его нарушать и разрушать сеттинг? Человек, который нуждается в помощи, одновременно хочет отношений с психологом и боится их. Он хочет, чтобы кто-то был не безразличен, но опасается (зависимости, повторения негативного сценария, ретравматизации). Вот и борется за то, чтобы отношения не создались, а связь – сохранялась.

"Ты, психолог, еще будешь ходить и думать обо мне! Но отношения с собой я не дам построить" – примерно так происходит при атаке на время встреч с психологом.

NotaBene. Разовые изменения – это "иногда банан это просто банан", здесь речь о системе.