На самом деле, стоит признаться, я долго думала о том, какой фильм разобрать. Поскольку сейчас, в период коронавируса, киностудии редко балуют нас премьерами, поэтому я решила обратиться воспоминаниями к «вольным летам», когда еще можно было выходить на улицы и ходить в кинотеатры. Я поняла, что последним фильмом, который меня впечатлил, стал «1917» режиссера Сэма Мендеса. Да, да, тот самый, который боролся с «Паразитами» Пон Джун-хо за «Оскар» в номинации «Лучший фильм», но не победил. Зато фильм собрал целый ворох технических наград: статуэтку за звук, работу оператора и визуальные эффекты. Возможно, тема Оскара меня не отпускает, а возможно Оскар был одним из самых громких событий последних событий последних месяцев, благодаря все тому же коронавирусу.
«1917» - фильм о Первой мировой войне. Итак, 6 апреля, Северная Франция. Английская разведка получает данные о том, что немецкие войска, оставившие стратегически важный участок, на самом деле не отступают, а готовят отход на хорошо укреплённую защитную линию. Чтобы предотвратить этот маневр, генерал решает отправить двух младших капралов – Уильяма Скотфилда и Томаса Блейка – доставить послание в другой батальон. И если у них получится, то они спасут тысячи жизней, среди которых старший брат Блейка. По сути, это типичное роуд-муви, в котором есть герои, послание и путь до конечной точки, ну и, по законам жанра, эти герои должны изменить что-то в себе. История проста как никогда, но цепляет в ней, прежде всего, то, КАК она рассказана.
Первое, что сразу же бросается в глаза – долгий кадр, который кажется бесконечным. Камера без устали следует за главными героями, выключаясь только тогда, когда они теряют сознание. Многие уже успели окрестить 1917 фильмом, снятым без склеек, но это не совсем правда, хотя, действительно, гениальная операторская работа Роджера Дикинса поражает. Еще больше поражает то, что фильм был снят на натуре. То есть, все грязные окопы и развалины французского городка, немецкие блиндажи и побережья были отстроены не в уютных студиях, а на природе. Камера точно помогает передать атмосферу и вовлечь зрителя в действо. В совокупности с невероятной работой со звуком это дает невероятный эффект погружения – мы переживаем всю историю на одном дыхании, сопереживая героям как никогда.
«1917» мастерски держит ритм, сочетая спокойные сцены со сценами напряженного действия. Сцены «войны» до невозможности цепляют. Возможно, дело в переживании за героев. Возможно, дело в том, что время в фильме совпадает с реальным временем, временем для зрителя, из-за чего возрастает напряжение. Возможно, дело в гиперреалистичности картины, без прикрас показывающей ужасы войны. Возможно, все это сразу. Сцены «мира» показывают жизнь капралов: диалоги о еде, о замучивших крысах, о вишнях, о былой жизни без войны. Разговоры простых солдат не отличаются оригинальностью, но на то они и простые солдаты, так ведь? Меня зацепила песня солдата в лесу перед наступлением, когда камера выхватывает лица юношей, для которых, эта песня, возможно, станет последней. Именно в спокойных сценах раскрывается и ужасающая и опустошительная, если можно так сказать, адская эстетика войны, что особенно хорошо заметно в эпизодах, посвященных заброшенному вишневому саду и горящему французскому городу.
Критики, в основном, сосредоточились на технической составляющей фильма, но это кажется честным, ведь именно она делает фильм выдающимся. Ведущие актеры играют достоверно, и это все, что от них требуется, хотя, полное погружение в среду и съемки на природе – это достойно уважения. Юный Гамлет Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чепмен, которого вы, возможно, помните по роли Томмена Баратеона из «Игры престолов», – не самые известные английские актеры, что опять же, играет на чувство достоверности. Для зрителя это не просто очередной хорошо играющий популярный актер, это и есть тот самый персонаж, который бежит от очередной опасности. Возвращают к реальности зрителя тяжеловесы английского кино: Колин Ферт, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден и Бенедикт Камбербэтч, которые появляются в фильме для камео и для фирменных английских подколок.
Знаете, обычно в конце я рекомендую фильм, но «1917» - фильм не для домашнего просмотра. Если у вас дома, конечно же, нет огромного экрана и колонок как в кинотеатре. Ну а если нет, то вряд ли эта картина потрясет вас так же, как она потрясла меня. Хочется верить, что когда-нибудь «1917» снова пустят в кинотеатры, и мы сможем пересмотреть, а кто-то посмотреть, этот фильм заново. Если, конечно, мы все доживем до того времени, когда кинотеатры снова откроются.