У американского фильма «Лис пустыни» (1951 г., режиссер Генри Хэтэуэй) великолепный слоган: «Пустыня – это идеальное поле битвы. В песках нечего «завоевывать или захватывать» –здесь «можно только сражаться». В этом была суть любимца Гитлера немецкого фельдмаршала Эрвина Роммеля – аполитичный «воин до мозга костей», которого не интересуют цели и методы нацистского государства. Он просто хочет сражаться и красиво побеждать.остер фильма "Лис пустыни".
Образ немецкого генерала для НАТО
С созданием НАТО в 1949 году началось воссоздание армии Германии, где все командные должности заняли ветераны второй мировой войны. Ситуация создалась неловкая, ведь все они так или иначе были причастны к выполнению преступных приказов нацистской верхушки Третьего рейха. Нужно было сформировать новый образ немецкого генерала – патриота своей страны и героя войны, не согласного с политикой Адольфа Гитлера. И, естественно, он не мог быть из Ваффен-СС. На помощь, как всегда, был призван Голливуд.
Фельдмаршал Эрвин Роммель по прозвищу «Лис пустыни» являл собой пример квинтэссенции «хорошего» немецкого генерала – военный гений, который блестяще громил малыми силами своих британских противников в Северной Африке. Роммель не был членом нацистской партии, что облегчало его отделение от преступного режима, которому он служил. И поскольку он был замешан в неудавшемся в июле 1944 года заговоре с целью убийства фюрера, он подходил на роль человека, который отвернулся от Гитлера и начал бороться против него.
Образ «хорошего» Роммеля остается доминирующим и по сей день. Полководческий талант фельдмаршала не подвергается никакому сомнению. А вот его аполитичность подверглась ревизии. В 2012 году состоялась премьера немецкого телевизионного фильма "Роммель", в котором он был изображен как генерал, знающий о нацистских зверствах и не желающий расставаться с Гитлером. Впрочем, и зрители и критики разгромили фильм.
Роммель в кино
Генри Хэтэуэй – один из столпов классического Голливуда – снял основу для всех послевоенных мифах о Роммеле. Филь снят по книге подполковника Десмонда Янга, британского фаната Роммеля, сражавшегося против него во время второй мировой войны В роли фельдмаршала знаменитый британский актер Джеймс Мейсон.
Авторы фильма стремятся воссоздать расследование Янга обстоятельств смерти Роммеля. Фельдмаршал каким-то образом оказался связан с заговором с целью убийства Гитлера, он принял цианид вместо того, чтобы пройти показательный суд, но детали его участия остаются неясными. Истина, которая как кажется создателям фильма, найдена, драматизируется во флэшбэке, занимающем большую часть фильма.
История начинается с отказа Роммеля подчиниться приказу Гитлера держать позицию против британцев до последнего человека в Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 года. Но этот приказ Роммель приписывает лакеям, окружающим Гитлера, а не самому фюреру. Таким образом, он выступает лояльным своему главе государства генералом, не боящимся проявлять свое собственное суждение, когда это необходимо. Впоследствии Роммель заболевает и попадает в больницу, где его навещает мэр Штутгарта доктор Карл Штрелин (Седрик Хардвик). Оба согласны, что у Германии нет шансов выиграть войну, но, когда Штрелин предполагает, что Гитлеру лучше уйти, чтобы обеспечить благоприятный мир на переговорах, Роммель ощетинивается.
Позже Штрелин навещает Роммеля дома и прямо говорит ему о большом заговоре с целью положить конец правлению Гитлера. На этот раз Роммель кажется более восприимчивым. В последующей сцене с фельдмаршалом Гердом фон Рундштедтом (Лео Г. Кэрролл) Роммель поднимает идею заговора. Рундштедт согласен с ним, но чувствует себя слишком старым, чтобы принимать в этом участие. Роммель, однако, достаточно убедился в тяжелом положении Германии, чтобы почувствовать, что необходимо что-то предпринять.
Он просит встречи с Гитлером и пытается заставить диктатора увидеть истинное положение дел. Середина 1944 года. Союзники высадились в Нормандии, и Советский Союз пробивает себе дорогу к восточной границе Германии. Гитлер, однако, гневно называет Роммеля пораженцем и бредит о чудесном оружии, которое быстро переломит ход событий. Очевидно, диктатор потерял связь с реальностью. Роммель принимает решение.
17 июля 1944 года Роммель был тяжело ранен, когда истребители союзников обстреляли его машину. Три дня спустя заговор «Валькирия» проваливается, и в середине октября два офицера СС приезжают в дом Роммеля, чтобы обвинить его в измене, предлагая ему на выбор цианид или показательный суд и публичную казнь. Фильм заканчивается воспоминанием о Роммеле в Северной Африке и закадровым голосом Уинстона Черчилля, говорящим, что Роммель «заслуживает нашего уважения, потому что, хотя он и верный немецкий солдат, он возненавидел Гитлера и все, что он сделал и принял участие в заговоре, чтобы спасти Германию от маньяка и тирана. За это он заплатил своей жизнью».
Мораль не могла быть яснее. «Хороший» немецкий фельдмаршал Роммель сослужил хорошую службу интересам «холодной войны».