Найти тему

Майк Резник. Кириньяга.

Практически уничтожив на старой Земле традиции народа кикуйю, белые колонизаторы (точнее их потомки) решили восстановить их. Но не на Земле. Под этот амбициозный проект выделена целая планета с красноречивым названием Утопия, не оскверненная присутствием цивилизации.

Казалось бы, счастливое время, жизнь в Утопии. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях.

На первый взгляд мундумугу (шаман племени) - традиционалист, борющийся исключительно за сохранение культуры и обычаев. Ради этих ценностей стариков выгоняют на съедение гиенам и убивают новорожденных. На второй и следующие взгляды - он (как и вся властная верхушка племени) поражен жутким комплексом неполноценности и жертвы, притом одновременно.

Основная мотивация шамана, на мой взгляд - даже не давняя обида на цивилизацию (от которой он знает только по университетском образованию), а банальная жажда власти. Он - царь и бог своего маленького мирка, изолированного от всей вселенной. Его боится даже вождь, формальный лидер племени. И только люди из Обслуживания (проклятые цивилизаторы, временами корректирующие орбиту планеты для поддержания идеальных климатических условий) изредка смеют ставить палки в колеса - и то довольно беззубо, высылая протесты по электронной почте (да да, борец за традиции пользуется компьютером).

В целом рассказ оставляет довольно мрачные ощущения, показывая всю надуманность объявления культуры и традиций некими сверхценностями и вечная память на исторические конфликты. На всем протяжении человеческой истории возникали и исчезали тысячи культур и культурных групп, народов. Давние обиды, вытягиваемые современниками из глубин истории пахнут плесенью и рассыпаются при прикосновении.

Проблема, обозначенная в рассказе более чем актуальна в современном мире (достаточно взглянуть на беспорядки в США, реваншистские настроения в Польше и Украине и т.п.), поэтому рассказ стоит прочитать - хотя бы ради свежего и относительно непредвзятого взгляда со стороны.