Родители, которые не в состоянии вынести направленную на них ненависть ребенка, не смогут обеспечить его встречу с реальностью, а без нее их чадо не изживет в себе чувство собственной исключительности.
Умение любить и устанавливать ограничения — главные родительские качества.
Колебания между ненавистью и любовью у ребенка гораздо более безусловны, чем у большинства взрослых, и не нужны никакие причины для того или другого.
Хочу подчеркнуть, что в ситуациях ненависти для родителей, да и для любого другого человека, важнейшим качеством является терпимое отношение к тому, что тебя ненавидят и считают «плохим». Это не просто.
Для матери, которая изо всех сил старается быть хорошей, ненависть ребенка трудно переносима, часто повергает глубоко вниз неустойчивую самооценку. Сильный внутренний протест кидает её в полное слияние до эмоционального регресса (ответные крики, истерические интонации, слёзы).
Автоматически, не подконтрольно её самой, включается сильное желание сделать что угодно, только бы не терпеть это крайне болезненное чувство ненависти. И она уступает.
Получить срочное доказательство любви здесь важнее самой маме, чем ребенку.
Мамина идеализация безусловной любви не выдерживает амбивалентности.
Ребенок в подобной ситуации "лёгкой победы" будет вновь и вновь требовать "доказательство материнской любви".
Но так и не получит его.
До тех пор, пока мама не будет способна выдерживать направленную на неё ненависть.
Популярное сегодня слово "контейнирование". Важность почувствовать границы допустимого одновременно с полным принятием твоего содержания.
Мы не знаем почему так умеем... или не умеем. НЕявные знания - так обучаются дети, без лишних слов, от человека к человеку перенимаются модели поведения.
Некоторые дети годами ищут этой твердости и контейнирования, провоцируют и протестуют, ищут более глубокой родительской любви и безопасности. Характерно такое поведение для наркозависимых, других людей с зависимостями.
А для мам этих взрослых детей часто невыносима сама мысль о том, что её может ненавидеть ребенок (ребёнку, простите, порой уже и 30, и 40 лет).
Во многом именно эта проблема тормозит процессы выздоровления зависимых.
Как только мама (в некоторых случаях жена) оказывается способной держать твёрдость и принятие одновременно, так вслед за этим следует улучшение состояния самого зависимого, он как будто получает "разрешение не быть больше плохим" , ничего не доказывать (мои наблюдения в работе с зависимыми и созависимыми с 2008 года).
Это может произойти и посредством группы поддержки (анонимные алкоголики, анонимные наркоманы).
НЕявные знания успешно передаются контейнирующим психологом, другими помогающими специалистами, теми кто сумеет вынести этот удар ненависти, протеста и не отвергнуть.
В заключении хочу ещё раз отметить, по моему мнению, очень важную вещь: процесс передачи и получения НЕявных знаний "доказательства материнской любви" требует, как обязательного условия, задействования "всего человека целиком" , присутствия другого в процессе и разумом, и чувствами.
"от человека к человеку"
© Психолог Елена Вариошкина, 2020.
Записаться на мою Онлайн консультацию Вы можете здесь