Рельсовым автобусам РА3 официально присвоили имя "Орлан". Как сообщила пресс-служба Дальневосточной ЖД, "имя "Орлан" выбрали жители Сахалинской области в ходе голосования, которое проходило в социальных сетях и на сайте правительства региона. Пользователи предложили около 100 вариантов, однако большее количество голосов получило название крупной хищной птицы, обитающей на прибрежной территории Северо-Восточной Азии и занесенной в Красную книгу России. Теперь это имя будут носить все рельсовые поезда новейшей модификации РА-3, эксплуатирующиеся на железных дорогах России."
Это далеко не первое "птичье" имя поезда в РФ. Последние годы присваивать пригородным и скоростным поездам имена по названиям птиц стало практически официальной традицией РЖД. Но помимо официальных имён, есть ещё и народные прозвища, которые, как правило, куда более меткие. В этой статье вы можете прочитать о 10 "птичьих" именах поездов, официальных и народных, со 100-летней историей и самых свежих.
1. "Кукушка"
Так называют короткий (1 - 5 вагонов) пригородный или грузопассажирский поезд местного сообщения на малодеятельных неэлектрифицированных железнодорожных линиях, а также узкоколейках. Названию этому уже более ста лет, в 1894 году такое прозвище получил пригородный поезд Петергоф - Ораниенбаум, состоящий из паровоза-танка и двухэтажного вагона. Паровозы-танки имели маломощный свисток, звук которого напоминал кукование кукушки обыкновенной, поэтому и возникло такое прозвище. Затем оно распространилась на другие подобные поезда, в т.ч. и узкой колеи, и сохранилось даже после того, как паровозы сменили на тепловозы, звуки которых не имели с кукушкой ничего общего. Тем не менее, это имя до сих пор в обиходе во многих местностях.
2. "Сокол"
Электропоезд "Сокол" ЭС250 был первым российским высокоскоростным поездом, разработанным в конце 90-х ЦКБ морской техники «Рубин». Опытный образец был изготовлен в 2000-м году, в 2001 - 2002-м годах он прошёл испытания, по результатам которых ВНИИЖТ дало отрицательное заключение. Поезд не стали дорабатывать, и в настоящее время этот состав находится в музеях.
Следует отметить, что вида "сокол" не существует, это род, который включает в себя несколько десятков видов. Поскольку поезд высокоскоростной, то можно предположить, что имя он получил от сокола-сапсана - самой быстрой птицы своего семейства и самого быстрого животного вообще.
3. "Попугай"
В 1988 году Центр ядерных исследований в городе Дубна заказал на Рижском вагоностроительном заводе три шестивагонных электропоезда ЭР2Т с комфортным исполнением салона. Вместо стандартных 3-местных лавок в них били комфортные кресла по схеме 2+2 и 2+3. Также эти электрички были покрашены в нестандартные бело-голубые цвета с контрастными красными дверьми. Электропоезда стали работать на экспрессами на маршруте Москва - Дубна. За свою яркую контрастную окраску они получили прозвище "Попугай".
В 1999 году Московская железная дорога также заказала несколько электропоездов в комфортном исполнении. На этот раз их сделали на базе пригородного ЭД4М (производства Демиховского машиностроительного завода) и добавили в название букву "К". Вагоны ЭД4МК имели три класса исполнения салона -стандартный пригородный (3-й класс), мягкие кресла по схеме 2+3 (2-й класс) и мягкие широкие кресла по схеме 2+2 (1-й класс). Электропоезда поставили на экспрессные межобластные маршруты до Тулы, Калуги, Рязани, Ярославля и других соседних областных центров. Комфортный салон, а также пёстрая бело-сине-голубая окраска привели к тому, что имя "Попугай" перекочевало к ЭД4МК и закрепилось в Москве и окрестностях.
4. "Ласточка"
Нет, это не та "Ласточка", которой вы все подумали. В 2000-м году на Западно-Сибирскую железную дорогу поступил первый электропоезд ЭД4МК-0041 с салоном повышенной комфортности. В ноябре 2000 года новый поезд запустили на ускоренный маршрут Новосибирск - Татарская (457 км) и присвоили имя "Ласточка". В официальной газете ЗСЖД "Транссиб" сохранилась история, каким образом родилось такое имя.
На торжественной презентации нового поезда тогдашний министр путей сообщения Николай Емельянович Аксёненко сказал: "Первая ласточка, которой, надеюсь, недолго оставаться одинокой". После чего начальник Западно-Сибирской ЖД Владимир Иванович Старостенко предложил назвать новый поезд "Ласточкой" и "эта идея встретила одобрительные аплодисменты гостей".
Имя "Ласточка" также нанесли на головные вагоны электропоезда, и оно действительно надолго закрепилось как в официальных названиях, так и речи пассажиров и железнодорожников.
В дальнейшем "Ласточками" в Западной Сибири стали называть все экспрессные электропоезда с комфортабельным салоном. Они ходили из Новосибрска на Омск, Томск, Кемерово и Новокузнецк, а также из Омска в казахский Петропавловск и Тюмень. Обычные пассажиры даже иногда "Ласточкой" называли поезд локомотивной тяги Новосибирск - Барнаул с сидячими вагонами, потому что он, несмотря на технические различия, имел такое же назначение, что и межобластные электропоезда.
В 2010 году все межрегиональные маршруты от пригородных компаний передали в ОАО "ФПК", которая их вскоре закрыла. Последняя "Ласточка" продержалась на маршруте Новосибирск - Омск до 2015 года, а затем эти поезда, а вместе с ними и имя, исчезли окончательно.
5. "Дятел"
Дизель-электропоезд ДТ1 был разработан петербургским ЦНИИ «ТрансЭлектроПрибор», и выпускался на Торжокском вагоностроительном заводе с 2009 по 2013 годы (первый опытный состав был собран в 2005 году). Эти дизель-электропоезда двойного питания (от контактной сети постоянного тока 3кВ и собственной ДГУ на неэлектрифицированных участках) используются в пригородном движении в окрестностях Санкт-Петербурга, в Свердловской области, а с недавних пор - и в республике Крым.
Первые несколько составов были окрашены в бело-синее цвета с контрастной красной полосой на "морде". Из-за такой окраски, а также из-за созвучности названия "Дэ-Тэ" они получили неофициальное, но устойчивое прозвище "Дятел".
6. "Сапсан"
После неудачи с "Соколом" руководством РЖД и РФ было принято решение не продолжать попытки разработать собственный высокоскоростной поезд, а купить проверенные технологии у зарубежных производителей. Выбор пал на Siemens Velaro, и так появись ЭВС1 и ЭВС2 "Сапсан" - адаптированный под условия РЖД Siemens Velaro Rus. Эти поезда эксплуатируются между Москвой и Санкт-Петербургом с 2009 года, а между Москвой и Нижним Новгородом - с 2010 года, и развивают скорость до 250 км/ч. Видимо, чтобы подчеркнуть их скорость русским "Веларо" официально дали имя "Сапсан" - самой быстрой птицей в мире.
Бренд "Сапсан" оказался настолько популярным, что сейчас уже в России известен гораздо больше, чем его одноимённая птица. Поисковик Google по запросу "сапсан поезд" показывает 712 тысяч результатов, а по запросу "сапсан птица" - только 140 тысяч.
7. "Ласточка"
В 2009-м году РЖД заказали у "Сименса" двухсистемные пригородные электропоезда для обслуживания Олимпиады 2014-го года в Сочи. Электропоезда, основанные на платформе Desiro у нас получили название ЭС1 "Ласточка", и с 2014 года стали производиться на заводе "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме (Свердловская область). В настоящее время производится несколько внешне идентичных версий, но с разной "начинкой" (городские, пригородные, межрегиональные, на постоянный ток и двухсистемные), а география их использования постоянно расширяется. Сейчас это направления из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Краснодара и Сочи, в перспективе Западная и Восточная Сибирь.
Происхождение официального названия "Ласточка" выяснить не удалось, но вряд ли это связано с внешним видом (ибо внешне этот поезд больше похож на мучного червя), скорее его выбрали по аналогии с фразеологизмом "первая ласточка", как это произошло ранее с ЭД4МК в Западной Сибири.
8. "Стриж"
В 2014-м году РЖД купили у испанской фирмы Talgo 7 составов скоростных поездов "Talgo 250" с наклоняемым в кривых кузовом и изменяемой шириной колеи. Эти две "фишки" поездов "Тальго" применяются уже с 1940-х годов, и благодаря им поезда получили распространение во всём мире. Использовать поезда "Тальго" наиболее эффективно в горных местностях (низкий центр тяжести и наклоняемый кузов позволяют проходить кривые на большой скорости) и на международных маршрутах со сменой колеи (изменение ширины колеи происходит автоматически). РЖД планировали использовать поезда "Тальго" на маршрутах Москва - Берлин и Москва - Киев, но политика внесла свои коррективы и теперь предназначенные для киевского направления составы ходят из Москвы на Нижний Новгород.
Имя "Стриж" для такого поезда логично. Чёрный стриж - одна из самых быстрых и вертких птиц в мире, умеющая менять свою траекторию движения с потрясающей быстротой и скоростью. То есть это именно то, чем характеризуются поезда "Тальго" в тяжёлом железнодорожном мире. Мелкие, но юркие ;)
9. "Иволга"
В 2013 году был объявлен конкурс на разработку нового подвижного состава для проектируемого тогда МЦК, и Тверской вагоностроительный завод через год представил свою разработку городского поезда ЭГ2Тв. Испытания и доводка нового поезда несколько затянулись, поэтому на МЦК стали работать "Ласточки", но электропоезда Тверского вагоностроительного завода нашли применение на Московских центральных диаметрах.
Официальный бренд новых поездов "Иволга" вряд ли имеет какое-либо логичное объяснение. Скорее всего стояла задача "сделать по аналогии с "Ласточкой", и чтобы звучало красиво", вот и выбрали более-менее мелодично звучащую птицу. Хотя внешне поезда первых выпусков больше походили на утку, а с иволгой у них не было и нет ничего общего ни во внешнем виде, ни в окраске, ни по другим признакам.
10. "Орлан"
Рельсовые автобусы РА3 серийно производятся с 2019 года, они работают в Подмосковье, на юге России, в Удмурдии и на Сахалине. До недавнего времени у них не было никакого собственного имени, но теперь им присвоили имя "Орлан".
Какой именно из 8 видов орланов послужил прообразом для названия поезда не уточняется, но можно предположить, что это белоплечий (тихоокеанский) орлан, который обитает на Дальнем Востоке (в т.ч. и на Сахалине) и занесён в Красную книгу России.
Приживётся ли это имя у поезда или нет, покажет время.