Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Здесь я расскажу о знаменитом театральном режиссере, новаторе, ярком, талантливом человеке Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде. Его настоящее имя было Карл Казимир Теодор. Он родился в семье немецкого фабриканта, но считал себя полностью принадлежащим русской культуре.
Как только юноше исполнился 21 год (в царской России это был возраст совершеннолетия), он перекрестился в православие и стал Всеволодом (он обожал писателя Гаршина, поэтому взял его имя). Также он немного изменил свою фамилию, став из Мейергольда Мейерхольдом, и принял российское подданство, отказавшись от прусского.
Его запоминающийся образ запечатлели разные художники. Многие из них подчеркивали его артистизм и необычное видение мира, как, например, Борис Григорьев, изобразивший Мейерхольда в гротескной манере, в нарочитой позе. В этой картине есть что-то гофманианское.
С юных лет будущий знаменитый режиссер тянулся к театру и знал, что это его призвание. Его отец, будучи деловым человеком, не воспринимал всерьез планы сына. Конечно, ему хотелось бы видеть Карла успешным бизнесменом и продолжателем выгодного семейного дела (винно-водочный завод). Поначалу юный Мейерхольд поступил на юридический факультет, но призвание влекло его в сторону театра со страшной силой.
Прекрасный рисунок Серена де Первиля показывает нам Всеволода Мейерхольда изящным красавцем, но с таким взглядом, что ясно - этот человек таит в своей душе большие сюрпризы.
Мейерхольд без сожалений оставил юридическую стезю и поступил в театральное училище, где учился вместе со знаменитыми потом О.Л. Книппер и П.М. Москвиным. С ними же он начал служить в новом тогда театре - МХТ. Система Станиславского оказалась ему не близка. Мейерхольд жаждал нового театра, иной образности, где эксперимент занимал бы важное место. Он был резким человеком, готовым на решительные действия, кардинально меняющие жизнь, и в данном случае навсегда разорвал с традиционным театром.
Революцию 1917 года Мейерхольд принял без колебаний, так как дух обновлений был ему близок. Поначалу Советская власть поощряла авангардное искусство, и на этой волне Всеволод Эмильевич очень активно начал строить новый, советский, театр, наивно думая, что началась эра полной свободы творчества. Следуя этим настроениям, он вступил в ВКП(б). С другой стороны, Мейерхольд был не глупым человеком и видел недостатки новой власти. При этом он имел возможность развивать свой театр, имел успех у зрителей, был признан режиссером-новатором.
В 1929 году он был с гастролями в Берлине, где встретился со старым приятелем Михаилом Чеховым, к тому времени уже эмигрантом.
В своих воспоминаниях Чехов описывал этот эпизод. Оказывается, он призывал Мейерхольда остаться в Европе и не возвращаться в советскую Россию. К тому времени признаки будущих репрессий уже явственно просматривались в действиях властей. Чехов говорил другу о том, что предчувствует его страшный конец. Однако на уговоры Мейерхольд не поддался. Как рассказывал Михаил Чехов, он ответил:
« с гимназических лет в душе моей я носил революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».
Вот так был Мейерхольдом упущен шанс спасти свою жизнь. Хотя он и говорил, что знает, каким будет его конец, и в диком кошмаре не мог представить, что ему уготовано на самом деле. С 1934 года Сталин его невзлюбил. Театр Мейерхольда был закрыт. В 1939 году Всеволод Мейерхольд был арестован. Его жена Зинаида Райх убита в собственной квартире. Самого Мейерхольда после диких измывательств и пыток расстреляли, перед этим полностью сломив морально.
Почитайте еще на моем канале:
Как цирковой силач стал исследователем Египта: невероятная судьба Джованни Бельцони
Ромейн Брукс: женщина в мужском костюме
Канал мужа:
Какой сериал можно будет снять о нынешней ситуации