Найти тему
MC Theory

Дорийский аккорд

 

Все доброго дня. Эта первая статья в серии о гармонизации модальных ладов. В первую очередь, разберем, какие аккорды смогут передать характерный для каждого лада оттенок и как их построить. В конце каждой статьи будет традиционная табличка со всеми стандартными аккордами, входящими в лад.

 

Я не случайно написал «стандартными». При разговоре о модальной гармонии необходимо оговориться, что она в целом строится на иных принципах, отличных от привычных намтональных ладов. Строго говоря, даже строить терцовыеаккорды в модальности не совсем корректно. Равно как и обозначать их буквенно-цифровым способом. Такой метод, по сути, лишь компромисс со способом записи музыки, привычным для большинства современных музыкантов. Правильным способом передачи таких аккордов будет являться только нотная запись, но с ней знакомы далеко не все. А таблица с аккордами в конце статьи – это и вовсе лишь вариант гармонизации звукоряда терцовыми трезвучиями. Тем не менее, и такой вариант тоже отчасти передает характерные для лада звучания.

 

Итак, всего у нас семь ладов (полный разбор ладов смотрите в предыдущих статьях). Ионийский и Эолийский по составу полностью идентичны тональному мажору и минору, поэтому и аккорды, в них входящие, тоже будут совпадать. О гармонизации мажора и минора можно почитать вот тут: мажор - https://zen.yandex.ru/media/id/5ea04b854365d108b6cf9fb5/kakie-ispolzovat-akkordy-akkordy-majornoi-gammy-5ecd417e01d0517eb44ec7d7, минор - https://zen.yandex.ru/media/id/5ea04b854365d108b6cf9fb5/kakie-ispolzovat-akkordy-akkordy-v-minore-5ece881f6ff0e32c3a181603

То есть, в этом разборе мы их пропускаем, остается пять. 

 

Первым будет Дорийский.

Дорийский лад имеет минорное наклонение, в составе два дорийских тетрахорда со связующим тоном посередине.

Формула лада в тонах: 

Тоника – ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН

От тоники С получается: C-D-Eb-F-G-A-Bb-C

  

Для того, чтобы построить аккорд, который передавал бы звучание лада, необходимо при построении аккорда использовать характерные для лада ступени. В Дорийском это третья и шестая. Именно шестой ступенью лад отличается от привычного для нашего слуха минора. То есть, чтобы построить Дорийский аккорд от С, нужно включить в его состав ноту А, VII ступень.

Если мыслить терцовыми построениями, то добавив к трезвучию шестую ступень, мы получим секстаккорд. Или же можно и вовсе использовать только ключевые для лада ступени, и тогда состав аккорда будет C – Eb – A. При попытке записать его в буквенно-цифровом изложении, получится что-то вроде Cm6no5 – минорный секстаккорд с пропущенной квинтой. Но если прям очень надо написать его буквами, а не нотами, то можно просто написать Cdor (До дорийский). Предлагаю следующие варианты:

Дорийский аккорд С
Дорийский аккорд С

Построив Дорийский лад от каждой ноты, на первой ступени каждого лада получаем следующие аккорды:

Дорийский аккорд D
Дорийский аккорд D
Дорийский аккорд E
Дорийский аккорд E
Дорийский аккорд F
Дорийский аккорд F
Дорийский аккорд G
Дорийский аккорд G
Дорийский аккорд A
Дорийский аккорд A

Дорийский аккорд B
Дорийский аккорд B

Таким же образом можно построить все остальные аккорды,входящие в лад. А нижеприведенная таблица, как уже говорилось, это лишь допущение, соединение терцовых построений по нотам, входящим в лад, некий гибрид. Тем не менее, и они отчасти передают ладовое звучание.

 

Терцовые аккорды от нот Дорийского лада
Терцовые аккорды от нот Дорийского лада

Если статья показалась вам интересной, то не забудьте поделиться «лайком» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски, следующим разберем Фригийский. С удовольствием послушаю ваше мнение или отвечу на вопросы, если они возникли, пишите в комменты. До новых встреч.