Наше "Я" формируют мама с папой с рождения. И, как я уже писала, с самого раннего формируют наши границы, которые будут определять, как мы ощущаем себя в окружающей среде, насколько мы можем продавиться, насколько несломлемы и гибки.
Отношения с обществом особенно начинают выстраиваться в школьный период, когда для ребёнка появляется новое авторитетное лицо, учитель. И тут для меня было открытие в разнице ролей родителей и учителя: родитель принимает ребёнка безусловно, учитель принимает ребёнка условно и оценивает его.
Я помню, как переживала за адаптацию Виолетки в школе и даже общалась с учителем на тему признания её особенностей характера. Получается, в целом, если мама поддерживает, ребёнок может быть способен сам справляться с различными ситуациями в школьной среде.
Поэтому, чтобы отношения с обществом сформировались хорошо, важно, чтобы мама оставалась безусловной. Тогда на оценку учителя у ребёнка будет адекватная и правильная реакция: не я - плохой, а моя работа - не так хороша, и я могу постараться сделать лучше.
Важная потребность детей в это время - чувствовать себя хорошими. Хороший в плане оценки. В будущем это формирует в нас желание быть профессионалами в своём деле, когда мы не путаем понятие "плохой человек", которое ставит крест на себе, с понятием "плохой работник", которое мотивирует становиться лучше.
Понимание этого разделения позволяет не унывать, не гнобить себя за неудачи, а начинать делать снова и снова. Каждый человек - хороший изначально. И знание об этом исцеляет и позволяет перестать добиваться одобрения и оценки других.