Продолжаю тестировать новый формат, в котором приглашаю интересных людей, художников, иллюстраторов для знакомства и обмена опытом. От активности читателей будет сильно зависеть возможность такого общения, поэтому не забывайте подписываться и ставить лайки.
Сегодня я беру интервью у замечательной девушки Татьяны Лишаевой. Её иллюстрации я нашёл случайно в инстаграм и решил узнать о ней и её творчестве побольше.
При общении мне сразу понравилась её открытость и доброжелательность, что очень расположило к общению и я думаю вы, почувствуете это в её ответах и работах.
Татьяна, расскажите немного о себе.
Мне 24 года, я родилась на Волге, в городе Самара, и рисовать начала почти сразу же - года в три. Были и художественные кружки, и художественная школа, и училище. А потом я поехала учиться дальше - в Санкт-Петербург. По-моему, этот город для художника сам по себе - огромный университет, и я очень ценю 4 года, прожитые там.
Сейчас я живу в Самаре, преподаю в том самом училище, которое сама закончила. Но по Питеру очень скучаю, думаю перебираться обратно. Хоть и есть страх прожить всю жизнь в коммуналках))).
У вас интересный никнейм - Lis_illustrator, почему выбрали его?
О, это долгая история. Началось всё с поиска названия для паблика в ВК. Я хотела, чтобы первые буквы слов совпадали с моими именем и фамилией. Среди предложенных вариантов были Теплый Лаваш и Толстый Ленивец))). А в итоге я выбрала название Торопливый Лис, поскольку зверька этого люблю и не раз рисовала, а ещё я сама суетливая и вечно куда-то спешу.
В инстаграм перекочевала укороченная версия в английской транскрипции - lis совпадает с началом моей фамилии Lishaeva. Не представляю, как бы слово "Торопливый" выговаривали на английском))).
Расскажите о своих увлечениях, помимо рисования.
Ну, я в этом смысле как типичная, получившая классическое образование, дворянская девица - пою, играю на гитаре, вышиваю время от времени, разве что стихи не пишу).
Как и все мы, люблю путешествовать, узнавать новые места, слушать музыку. Люблю иностранные языки - необязательно изучать их, просто слушать).
С чего вы надумали рисовать?
Ох, даже не знаю. Рисовала всегда, сколько себя помню. В детстве это был просто способ нарисовать свои воображаемые миры и героев, я рисовала и разговаривала за них)). Потом родители всегда поддерживали и развивали мой вкус. Постепенно рисование занимало все больше времени в моей жизни и как-то незаметно вышло на путь профессии.
Сколько уже рисуете?
Мм, ну если считать с 3 лет - то уже 21 год).
А как часто?
Знаете, бывает по-разному. Помню, в училище было очень много постановок, домашних заданий, и для себя практически не рисовала. То есть наступали каникулы - и я откладывала бумагу, карандаши и кисти как можно дальше)). А уже в университете, когда я начала лучше понимать, что мне нравится, чем именно я хочу заниматься, стала рисовать просто так, не для учёбы.
Последнее время я рисую практически каждый день, и должна сказать, что это довольно тяжело, хотя и даёт ощутимое развитие. Как будто налаживается какой-то механизм, и многое получается легко, тогда как сесть за работу после долгого перерыва гораздо сложнее. Воображение и лёгкость руки начинают поскрипывать).
Получали ли вы высшее художественное образование?
Да, я закончила Санкт-Петербургский Герценовский университет, факультет графики.
Какими материалами вы предпочитаете рисовать?
Я очень люблю чернила, цветные карандаши - они дают возможность работать линией и пятном одновременно. А когда выхожу на пленэр, беру с собой пастель, акварель, уголь - их удобно носить с собой, мне очень нравится их фактура, лёгкость.
Где вы черпаете вдохновение?
Это может быть кино, вид из окна, подсмотренный интересный персонаж. И, конечно, это работы других художников, иллюстраторов. Как будто всё увиденное переплавляется внутри и рано или поздно воплощается в собственных работах.
Какие темы волнуют вас и чаще всего находят отражение в творчестве?
Я всегда ужасно любила сказки, легенды, волшебные миры. Поэтому большинство моих иллюстраций имеют волшебные сюжеты. Это может быть что-то совершенно фантастичное, а может что-то, лежащее совсем рядом с обычным миром. Всё красивое меня трогает и вызывает желание поделиться с другими. Люблю рисовать природу - деревья, травы.
Как близкие относятся к вашему увлечению?
Мне очень повезло, и все мои близкие меня поддерживают - родители, брат, друзья. Я сама чаще сомневаюсь в своих способностях и перспективах, и именно они помогают мне в такие моменты не расклеиться.
Был ли в жизни момент, когда вдохновение уходило?
Не знаю, как у других художников, но у меня такие моменты происходят регулярно. По разным причинам. Иногда насмотришься прекрасных работ и погружаешься в пучину самокритики). А когда перестаёт нравится то, что ты делаешь, то и новое рождаться не хочет. К счастью, такие ощущения обычно не длятся долго. Иногда происходит что-то плохое в жизни, и на творчество не хватает энергии. А иногда наоборот, как ни странно, жизнь насыщенная, ты поглощен своими эмоциями и впечатлениями, и на рисование опять-таки не остаётся внутреннего пространства.
Как вы настраиваетесь на работу?
Чтобы рисовать, мне нужно спокойное место (уединённое!), свободное время и это самое "внутреннее пространство", которое то есть, то нет).
Честно говоря, для меня оказалось важнее и эффективнее выработать привычку вставать с утра и начинать рисовать. Просто сесть и начать оказалось не так легко. И лично для меня ритуалы, как дополнительное действие, возможно лишь усложнили бы задачу).
С чего начинаете рисовать?
Бывает по-разному. Иногда ты долго носишь замысел в себе, и потом быстро переносишь на лист в виде быстрой зарисовки. А иногда работа начинается с человеческого профиля или веточки дерева, вокруг которых потом вырастает иллюстрация.
Среди ваших друзей много рисующих?
Да, и все это в основном мои сокурсники из университета, или студенты других художественных вузов.
Любимый художник, чьи работы вас вдохновляют?
Охх, их очень много. В работе над иллюстрациями меня вдохновляют прежде всего Ника Гольц и Маргарита Кухтина.
Есть ли у вас свои персонажи?
У меня есть Волшебник и Лис. Или Лис и Волшебник, это пока неясно)). Они появились сами, во время инктобера и уходить не пожелали). Так началась история про их знакомство и путешествия.
Когда-нибудь я напишу про них книгу. Что-то среднее между муми-троллями Туве Янссон и хоббитами Толкиена. Собственно, несколько разворотов уже есть. Вот только стилистика у меня несколько изменилась, и вернуться к прежней будет непросто. Ведь перенастройка внутри уже произошла.
Является ли ваше творчество основной работой?
Сейчас я делаю всё, чтобы иллюстрация стала моей основной работой. У меня можно заказать иллюстрации для книг, журналов, постеров. Можно заказать иллюстрацию-портрет, иллюстрацию для интерьера.
Бывают ли ошибки в работе?
В иллюстрации у меня частенько сталкиваются реализм и стилизация, условность, и возникают противоречия, которые можно назвать и ошибками, я думаю. Вот совсем недавно я поняла, что тени от деревьев на одной работе лежат по направлению друг к другу, и это при единственном источнике света.
"Ужас" - сказал реализм.
"Но по композиции так лучше" - ответила условность.
Или волосы от ветра развиваются в одну, а флаги - в другую сторону)). Так и живём.
Есть ли какие-нибудь грандиозные планы, связанные с рисованием?
Оо даа, проиллюстрировать много-много книг!)
Главная ошибка начинающего художника?
Не варитесь в собственном соку - выходите в люди, смотрите, как рисуют другие, общайтесь с единомышленниками, ходите на выставки. И не прекращайте рисовать!
Пожелания для начинающих!
Не сдаваться! Важно именно в тот момент, когда хочется все бросить, продолжить работать. Это сложно, но это то, что двигает нас вперёд.
Татьяна хочу поблагодарить вас за уделённое время от себя и читателей канала «Муки творчества» и очень надеюсь посотрудничать с вами ещё в будущем.
Прошу читателей поставить лайк этому посту и подписаться на аккаунт Татьяны Лишаевой в инстаграм, так мы поймём пользу от проделанной работы.
Если возникли вопросы к нашей гостье, задавайте их в комментариях ниже, всем добра!