Найти тему

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ГРУПП КОМПАНИЙ И ХОЛДИНГОВ

Вопрос функционирования холдингов в России - весьма своеобразный. Поясню: с одной стороны, нет отдельного закона о холдингах, кроме банковских. Хотя в Налоговом кодексе фигурирует понятие консолидированной группы, но на практике  применимо оно только к отдельным представителям крупного бизнеса,  таким, как Газпром. С другой стороны, аффилированными юридическими лицами рано или поздно обрастает даже малый бизнес.  Хотя холдингом их назвать весьма сложно. 

Реалии большинства групп компаний:

  • все договорённости между учредителями зафиксированы в основном понятийно;
  • активы и договоры между компаниями распределены хаотично;
  • сотрудники тоже распределены без всякой логики, многие из них даже точно не знают,  в каком юридическом лице они оформлены, а знают лишь название основной компании;
  • кто-то создает параллельные бизнесы, а затем приходит к пониманию, что сил на их контроль не хватает - нужна управляющая компания. 

Действительно, возникает очень много  типовых вопросов, например:

  • как позиционировать и юридически оформить собственника (бенефициара, первое  лицо в бизнесе и т.п.)? Естественно, собственнику хочется сохранить контроль и иметь такое название должности, которое соответствует его положению в иерархической лестнице. Как назвать себя - президент или председатель совета директоров, и что за этим стоит?
  • как контролировать деятельность каждой компании?
  • не будут ли  предъявлены налоговые претензии в связи с тем, что налоговые органы вменят необоснованную выгоду в связи с искусственным дроблением бизнеса; 
  • как обезопасить  активы;
  • и т.д.

Что говорит о том что бизнес требует трансформации, структурирования, преобразования:

  • финансовые результаты, которые не устраивают;
  • понимание высокого уровня рисков, в том числе полученного после их оценки;
  • невозможности реализовать конкретную задачу: привлечение инвестиции, новых партнеров, выхода на новый рынок;
  • невозможность выхода учредителя из операционного на стратегический уровень управление;
  • изменение  внешних факторов: требований государства, рынка и т.д.

Вектор государственной налоговой политики направлен в сторону усиления налогового контроля и повышения эффективности налоговой системы. 

Тенденция будет, усиливается. К сожалению, оптимизаторы по-прежнему предлагают так называемые «белые и  серые» компании -"прокладки" разной степени аффилированности с фирмой-однодневкой в конце. Они успешно разваливаются налоговыми и правоохранительными органами по свидетельским показаниям, нарушениям оформления документов и т.д. В течение ближайшего года – двух, риски по ним будут расти в геометрической прогрессии. 

МНОГИЕ ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСОМ:  КАК РАБОТАТЬ  В НОВЫХ УСЛОВИЯХ? 

Для многих компаний, работавших с малой рентабельностью в 10-15 %, переход на работу в белую не так прост.  Чем перекрыть затраты на дополнительную нагрузку?

Только глубокая интеграция законного налогового планирования в бизнес- процессы и смежные финансово-правовые плоскости и параллельная пере структурирование бизнеса   даст нужный вам результат. 
Без этого понимания и перестройки бизнеса для очень многих налоговые претензии так и будут висеть как «дамоклов меч» над бизнесом. Согласитесь, это - не дело.

Мы считаем что как минимум понимать риски и их минимизировать, как максимум структурирование  бизнеса  с учетом понимания всех понимание  рисков в финансово-правой плоскости  и минимизация их. 

Нужно  рассматривать в тесной взаимосвязи вопросы налогового планирования, управленческого контроля и учета, защиты активов с учетом краткосрочных и долгосрочных целей учредителей, которые часто, кстати, даже не сформулированы. Они фактически все взаимосвязаны, поэтому мы говорим, что нужно решать и подходить к вопросу системно. 

Персональный сайт Сергея Елина
Сайт АКГ АИП
Журнал ФПР
Facebook Instagram Telegram YouTube