Этого человека можно считать одним из лучших итальянских режиссеров. И только потому, что снимал он в «низких» жанрах, имя его не ставят на одну строку с Микеланджело Антониони или Федерико Феллини. Вот если бы Леоне снял хотя бы одну драму, ну на худой конец мелодраму. Но нет, он снимал суровые мужские боевики с развитием действия в разные эпохи – в эпоху древнегреческих царей, во времена завоевания Дикого Запада или в период Сухого закона. Таких фильмов у него всего-то семь, и каждый великолепен по-своему. Но все ли их вы видели?
Колосс Родосский / Il colosso di Rodi (1961)
Дебют Леоне в качестве режиссёра и единственный его «пеплум» (то есть, приключенческий фильм из жизни древних греков или древних римлян). Сюжет у фильма несколько путанный: купающийся в роскоши царь Серес подавляет силовыми методами народные восстания, но когда к бунтовщикам присоединяются греческие воины, власть его начинает шататься. Как шатается и огромная статуя Гелиоса, поставленная Сересом в качестве символа своей мощи. Редкий случай, когда новичку доверили большой бюджет, но Серджио Леоне справился. Фильм получился зрелищным, с хорошо поставленными батальными и массовыми сценами. Но больше Леоне к этому жанру не возвращался.
За пригоршню долларов / Per un pugno di dollari (1964)
Вторая постановочная работа и первый вестерн. Сюжетно он повторяет схему японского фильма Акиры Куросавы «Телохранитель»: в мелкий городок, разрываемый двумя жестокими бандами, пребывает незнакомец. Он то встает на сторону одной шайки, то начинает сотрудничать с другой. И это помогает ему добиться цели – покончить с бандитизмом в городе. Начало «долларовой» трилогии, после которого международной кинозвездой стал американец Клинт Иствуд и появился поджанр «спагетти-вестерн».
За несколько лишних долларов / Per qualche dollaro in più (1965)
Своего рода продолжение похождений Человека без имени, героя Клинта Иствуда. На этот раз он ради награды преследует полубезумного бандита Эль Индио, планирующего ограбление банка. За этим же бандитом охотится и полковник Мортимер, которого денежное вознаграждение интересует в последнюю очередь. Между двумя «охотниками за головами» возникает соперничество и одновременно – дружба. Помимо Иствуда в фильме прекрасно сыграли Джан Мария Волонте (как и в первом фильме трилогии он играет главгада), Ли Ван Клифф и Клаус Кински.
Хороший, Плохой, Злой / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)
Третья и последняя часть трилогии, ещё более масштабная по постановке и сложная по драматургии. Человек без имени Клинта Иствуда предстаёт здесь Хорошим, который параллельно со Злым и Плохим пускается на поиски припрятанного золота. Они и сами мешают друг другу, но поиски осложняются ещё и тем, что в стране идёт Гражданская война. Снова в кадре красуются Иствуд и Ван Клифф, а к актёрскому ансамблю присоединяется Элли Уоллах.
Однажды на Диком Западе / C'era una volta il West (1968)
Грандиозный по постановке вестерн, который мог сделать «долларовую» трилогию тетралогией, но Иствуд застревает в родной Америке, прислав себе на замену Чарльза Бронсона. В главной отрицательной роли выступает ещё один американец – Генри Фонда. Его персонаж, способный даже на хладнокровное убийство ребёнка, терроризирует одинокую женщину (Клаудия Кардиналле), пытаясь забрать у неё клочок земли. В самой земле особой ценности пока нет, но здесь должна пройти железная дорога, и тогда…
За пригоршню динамита / Giù la testa (1971)
Самый недооценённый из вестернов Леоне и самый малоизвестный его фильм. Главные персонажи придумывались с расчётом на Клинта Иствуда и Элли Уоллаха, но в итоге сыграны Джэймсом Кобурном и Родом Стайгером. Первый изображает ирландского специалиста-взрывотехника, приехавшего помогать революционному движению в Мексике. Второй – бандита, который всем большим семейством грабит случайные дилижансы и мечтает «взять» банк. Волею судьбы между ними возникает вражда, перерастающая в дружбу на фоне Мексиканской революции.
Однажды в Америке / Once Upon a Time in America (1984)
Самый известный и любимый в России фильм великого итальянского постановщика, первый (и, увы) последний его опыт поработать в жанре гангстерской саги. В фильме он прослеживает судьбу еврейских мальчишек из восточной части Манхэттена, которые вырастают в представителей крупной мафиозной организации. Фильм полон трогательных и захватывающих сцен, потрясающей музыки постоянного соавтора Леоне композитора Эннио Морриконе и невероятных актёрских работ целого созвездия знаменитостей (Роберт Де Ниро, Джэймс Вудс, Элизабет МакГоверн, Дженнифер Коннелли, Джо Пеши, Трит Уилльямс, Дэнни Айелло, Уилльям Форсайт). Некоторые ставят его на один уровень с «Крестным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы, а кто-то любит даже больше.
Увы, Леоне умер всего-то в 60 лет, не успев осуществить ещё один грандиозный свой замысел – масштабное военное полотно "900 дней" о блокаде фашистскими войсками Ленинграда. Все его фильмы, безусловные жанровые шедевры, отличались новаторскими способами постановки и операторскими находками. Помимо этого, они ненавязчиво поднимали важные темы человеческой судьбы на фоне глобальных исторических перемен, влияния власти и денег, мужской дружбы и предательства. Некоторые из них удостаивались наград, но явно недостаточно были осыпаны призами. Зато у них есть главный в кинематографе приз – зрительская любовь. Как минимум три фильма Леоне плотно засели в высшей сотне самых почитаемых картин за всю историю кинематографа по версии пользователей сайта IMDb (а это – миллионы и миллионы людей на всех концах планеты).
А вы смотрели все картины Серджо Леоне? Какие из них вам запали в душу больше остальных?