Годы идут, а они не взрослеют. Они «застряли» на границе между детством и взрослостью, физически - взрослые, а психологически — дети. Для них нет полутонов, только белое и чёрное. Они живут в своих мечтах, создавая иллюзии. С ними может быть очень интересно, потому что они любопытны и искренни. С ними трудно, потому что они нерациональны и порой теряют связь с реальностью.
«Большой ребёнок» стремится найти себе родителей. Их он видит в партнёре, ожидая постоянного присутствия в собственной жизни, заботы и понимания. Но сам он не может дать того же, потому что «маленький». Психологически инфантильный человек не умеет брать на себя ответственность, поэтому старается переложить её на тех, кто рядом. При этом, он не умеет контролировать свои эмоции, «выливая» на окружающих и радость, и гнев, и обиду. Трудно с таким взаимодействовать? Естественно! Но вполне возможно, если знать секрет.
Эта «секретная» технология общения называется «контейнирование». Его суть состоит в том, чтобы принять направленные к вам эмоции, придать им смысл и безопасную форму, и в таком виде вернуть их обратно. Аффективный выброс обиды и недовольства можно остановить: «Я понимаю, что ты расстроен и обижен. Можешь высказать всё, что у тебя на душе, потом возьмём паузу, а позже подумаем, что тут можно сделать».
Только учтите: перед вами взрослый человек, а не ребёнок, поэтому быть постоянным «контейнером» для него — не лучший вариант. Чётко держите границы: «У меня есть полчаса, чтобы тебя выслушать, но потом давай думать, как действовать». Если сказали: «Нет» или «Да», то придерживайтесь своего решения. Не поддавайтесь на провокации!
«Я никому не нужен!», «Такие, как я, счастья не достойны», «Конечно, от меня одни проблемы!» - слышите нотки обиженного ребёнка? Он ждёт, чтобы его пожалели, ободрили, похвалили. Вы можете это ему дать, но не превращайтесь в няньку и опекуна! Этим вы не поможете Большому ребёнку повзрослеть. Лучше говорите ему о своих чувствах и эмоциях, не скрывая реального состояния и его причин. Таким образом вы вернёте ответственность за его слова и поступки.
«Большой ребёнок» любит жаловаться на свои проблемы, ища сочувствия. Но попробуйте дать ему дельный совет. Он начнёт искать причины, чтобы ему не следовать, или доказывать, что вы его не понимаете. Почему? Всё просто: начать что-то делать означает взять на себя ответственность. А он этого не умеет. Вот если бы вы за него что-то сделали... Начнёте делать, займёте место родителя. Но вам ведь хочется равноправного партнёрства? Значит, не оказывайте ему «медвежью услугу». Пусть он получит собственный опыт (даже если он будет негативным).
Общаться с Большим ребёнком непросто, если вы не видите в нём того Взрослого, в которого он может вырасти. Заметили упорство? Проявилась ответственность? Серьёзно подошёл к делу? Вовремя сдержался? Подчеркните это своей позитивной реакцией. Вы вместе можете создать условия для взросления. И не забывайте, что одна похвала лучше десяти замечаний.
И ещё: именно те, кто были рядом, создали условия для того, чтобы у него сформировался психологический инфантилизм. Отношение к человеку «как к взрослому» помогает ему взрослеть. Если он вам дорог, если вы видите в нём много прекрасных качеств, постарайтесь строить взрослые отношения. «Кто никогда не был ребёнком, никогда не будет взрослым» (Чарли Чаплин).