Найти тему
НАУКА из первых рук

Нормальное развитие большого мозга требует долгого детства – даже у птиц

Даже среди приматов люди выделяются очень долгим периодом взросления. Медленно взрослели и наши кровные «родственники» – неандертальцы. Но человечество не одиноко в стремлении продлить детство: на примере птиц из семейства врановых ученые доказали, что длительное воспитание способствует более быстрому обучению и развитию интеллекта потомства

Как известно, у видов с крупным головным мозгом поведение, как правило, более разнообразное и гибкое, поэтому размер этого органа часто считают показателем умственных способностей. Но мозг – орган, энергетически «очень дорогой», и большой мозг может появиться в процессе эволюции, только если его «стоимость» будет оправдана в долгосрочной перспективе. Кроме того, мозгу каждой отдельной особи требуется немалое время, чтобы развиться настолько, чтобы приносить индивидууму пользу. 

Считается, что именно долгий период взросления дает время на «ученичество», получение разнообразных сложных навыков. При этом люди – не единственные, кто долго взрослеет. Этот же феномен наблюдается у слонов, китообразных, некоторых летучих мышей и птиц, особенно из семейства врановых, которые по своим когнитивным способностям успешно конкурируют с обезьянами. 

Исследователи из Института естествознания им. Макса Планка и Университета Констанца (Германия) попытались ответить на вопросы: связано ли длинное детство с развитием более высокого интеллекта, и если да, то какова роль воспитания в этом процессе? Для этого они использовали результаты собственных полевых исследований поведения двух видов врановых – кукши (Perisoreus infaustus) и новокаледонского ворона (Corvus moneduloides), а также уже опубликованные данные по другим видам отряда воробьинообразных. 

Кукши обычно живут семейными группами, в которых молодняк может оставаться до четырех лет, что почти в два раза превышает среднюю продолжительность жизни у этого вида. Основная причина смертности молодых птиц – хищники, и ученые проследили, как молодые птицы учатся избегать этой опасности, наблюдая за старшими. Кроме того, под «руководством» родителей подростки обучались находить пищу быстрее тех, кто остался без опеки (например, открывать коробку с головоломками, чтобы получить доступ к пище). В результате молодые кукши, которые жили в семье, имели более высокие шансы выжить и впоследствии создать свои семьи.

Молодые новокаледонские вороны остаются с родителями до двух лет. Важнейший навык выживания для этих птиц – создание инструментов для извлечения из отверстий в деревьях личинок жуков, играющих ключевую роль в их питании. Для освоения этого умения им требуется около года, и взрослые птицы не только кормят их все это время, но и позволяют наблюдать за процессом добычи еды и даже воровать готовый инструмент. Ученые считают, что именно благодаря такому толерантному стилю обучения эти птицы имеют самый большой относительный размер мозга среди всех врановых, в том числе области мозга, отвечающие за обучение и точную моторику. 

Что касается всех врановых, то относительный размер их мозга гораздо больше, чем у других видов воробьинообразных, и в этом вороны напоминают людей. Гибкость когнитивных функций у этих птиц, как и у нас, основана на нейропластичности мозга: длительное воспитание связано с более высокой плотностью нейронов в областях мозга, критических для развития познавательных навыков.

По утверждению исследователей, воспитанию детей, возможности учиться и ошибаться принадлежит ключевая роль в эволюции познания. И в этом вороны также похожи на людей: и те, и другие проводят свое детство, приобретая жизненные навыки в безопасном окружении, среди благожелательных взрослых, а их гибкий интеллект позволяет им обучаться в течение всей жизни, адаптируясь к меняющимся условиям. 

Конечно, необходимость долгое время кормить дополнительные рты может обходится дорого, но в хороших условиях родители могут позволить своим детям долгое детство. За это время птицы успевают «вырастить» свой мозг, освоить сложные навыки и получить доступ к жизненно важным пищевым ресурсам, что помогает выживанию не только на уровне особи, но и всего вида. 

Наши дети, как и молодые птицы, не могут научиться необходимым для жизни навыкам в изоляции. Им также нужна безопасная поддерживающая среда, которая позволит полностью раскрыть потенциал их большого мозга.

Понравился материал? Не забудьте поставить лайк и подписаться!

Фото: Кукша (Perisoreus infaustus). https://www.flickr.com