Как выбрать оптимальное количество игрушек для ребенка? Сколько их должно быть? Рекомендации логопеда-дефектолога и специалиста по прикладному анализу поведения.
Интересно, вы помните игрушки своего детства? Сколько у вас их было?
И что Вы делали, если, например, для игры в магазин с подружкой у Вас не было денег или игрушечных продуктов?
Больше 20 лет занимаюсь обучением и коррекцией речи и интеллекта детей, и мне страшно бывает заходить в огромные магазины, ориентированные на продажу игрушек. Огромное разнообразие игрушек, которые являются точными копиями предметов обихода, да и стоят примерно так же. Лично видела игрушечный пылесос, который можно было включать, и он работал. И из этой же серии стиральную машину и фен.
Казалось бы, если у родителей есть возможность купить ребенку много игрушек и «самых лучших», что в этом плохого?
Одна из задач дошкольного детства – научиться придавать значение абстрактному предмету. Например, делать из листочков деньги для магазина (еще и разного значения деньги из листочков разных деревьев) или разыгрывать сражения, используя пуговицы вместо солдатиков.
Это называется «символизация» - умение придавать значение объекту, который очень мало похож на обозначаемый. Без развития этого навыка у ребенка могут возникнуть трудности, например, с пониманием значения текста.
Т.е. при планировании «наполнения» детской комнаты и количества игрушек в ней, наша задача – обеспечить ребенку достаточное, но не чрезмерное количество игрушек: чтобы ребенок мог найти комбинацию предметов для игры, и, в то же время, оставить место для фантазии ребенка, дать возможность ему придумать и сделать часть недостающих для игры предметов и игрушек самостоятельно.
Один из моих преподавателей в свое время говорил, что примерный «набор» игрушек в доступе ребенка должен включать: куклу (или человекообразную игрушку), мягкую игрушку, машинку или что-то из техники, строительный набор по типу кубиков, один из видов конструктора, какой-то из ролевых наборов (посуда, мебель, автостоянка и т.д.). И подручные материалы, из которых ребенок может сделать то, чего ему не хватает для игры: природный материал (камешки, шишки, палочки и т.д.), пластилин, ткань и пр. Все остальные игрушки должны быть собраны примерно в такие же комплекты и убраны. И у ребенка должны быть возможность поменять один комплект на другой.
Ситуация, при которой у ребенка огромной количество игрушек рассыпано ровным слоем по полу и эти игрушки «на все игровые случаи» недопустима, она препятствует развитию ребенка. Малыш, в таком случае, редко использует игрушки по назначению, они просто захламляют и зашумляют пространство. А в случае большого количества игрушек, соответствующих реальным предметам, он еще и не учится фантазировать, не учится делать из предметов нужные ему игрушки и предметы –заменители.
Всем отлично играющих детей и полезных игрушек!