Найти тему
Филиал Карамзина

Афера с мёртвыми душами - разбираемся, что придумал Чичиков

Оглавление

Помните, что Павел Иванович Чичиков любил повторять: «Я привык ни в чём не отступать от гражданских законов! … Я немею перед законом!»

Действительно ли была законна, с точки зрения Российской империи, та сделка, которую он хотел провернуть?

Всё по закону?

На первый взгляд всё в неё было поставлено на прочную юридическую почву. Более того, сам Чичиков в одном случае уверял (Манилова), что казна получит законные пошлины, а следовательно и прибыль, в другом (Коробочку) уговаривал из чистого человеколюбия, дабы бедная старушка не платила в казну подати, причитающиеся за уже умерших. И так он ловко и красиво это обделывал, что выглядел единственной стороной, пострадавшей за свой альтруизм. В самом деле, какую выгоду, какое употребление он мог получить от «живого товара», который числился только в списках?

Правда, в конце первого тома мы узнаём, что Чичиков буквально спекулировал на сентиментальных чувствах своих контрагентов (исключение составил разве Собакевич, хотя и ему не удалось продать своих мёртвых крестьян вполне по цене живых). А сам собирался обмануть государство на весьма и весьма крупную сумму.

Кадр из фильма "Мертвые души" 1984г. В образе Чичикова Александр Калягин.
Кадр из фильма "Мертвые души" 1984г. В образе Чичикова Александр Калягин.

Могла ли такая авантюра удаться

Такая афера теоретически была возможна. Ревизии податного населения проводились в деревнях нерегулярно с большим интервалом и длились несколько лет. Назовём их даты: 1718-1724, 1743-1747, 1761-1767, 1781-1787, 1791-1808, 1811 (прервалась из-за Отечественной войны), 1833-1835, 1850, 1857-1859. Многие из тех крестьян, кто были живы к началу ревизии, умирали уже к её окончанию. А подушную подать за них следовало вносить как за живого вплоть до следующей ревизии. Понятно, что многие помещики тяготились этими обязанностями.

-3

Далее аферист мог представить государственным органам Дворянской опеки список приобретённых «мёртвых душ» и получить за них немаленький государственный кредит на поддержку хозяйства. Здесь была своя проблема, так как крестьян можно было закладывать в казну только вместе с населёнными ими деревнями.

-4

Но тут был одна лазейка в законе, которую знал предприимчивый Чичиков. С конца 18 века в целях ускорения заселения пространств Новороссии правительство Екатерины разрешило помещикам бесплатно заселять их. Более того, оно предоставляло им инвентарь. И таким образом аферист, зарегистрировав обширный участок земли, получал от казны деньги не за крестьян или землю, но за сельскохозяйственные орудия. Далее, у него всегда была возможность продать эту землю, так как он становится теперь законным её собственником.

-5

Вот такую аферу вознамерился провести с русским правительством Чичиков. Однако возникает резонный вопрос: насколько она была реально осуществима? Не было ли там замков в законе, делавших её невозможной? Неужели никто не проверял, переселяются ли крестьяне в названную местность? Кто покупал землю? Какие свидетельства в знак своей платёжеспособности он был обязан представить? И т.д.

Город бессмертных

На самом деле, история изложенная Гоголем в первом томе «Мёртвых душ», не имела под собой реальных оснований. Афера такого рода была немыслима. И российская бюрократия мёртвой стражей стояла здесь на стороне закона. Прототипом поэмы стала история, рассказанная Александру Пушкину во время его бессарабской ссылки полковником Липранди.

Тот сообщил, что в первой четверти 19 века в Бендерах собиралось много крестьян, бежавших от помещиков. Чтобы скрыться от полиции, они установили там систему круговой поруки, при которой паспорт умершего крестьянина передавался другому. Таким образом, в течение нескольких лет в Бендерах не было ни одной смерти среди крестьянского сословия. Это показалось крайней подозрительным полиции. Началось расследование.

Виновных упрятали, как положено, в острог, но сам эпизод показался Пушкину настолько забавным, что в 1831 году он рассказал его Гоголю. Гоголь не сразу пришёл к замыслу поэмы в прозе, а главное – изменил социальное положение действующих лиц. Но паспортный контроль над крестьянским населением был в тогдашней России действительно очень слаб, что и побудило Гоголя изменить место социального действия и сделать его главным героем помещика-афериста. Несколько гротексно и неправдоподобно, зато интереснее читателю из благородного сословия.

-6