Найти тему

ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ – ОСНОВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Сегодня мы поговорим о финансовой структуре компании. Давайте попробуем разобраться, что это такое. 

Определение звучит так: «Финансовая структура - это совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО)».

В свою очередь - центр финансовой ответственности (ЦФО) - это элемент финансовой структуры компании, который выполняет хозяйственные операции в соответствии со своим бюджетом и обладает для этого необходимыми ресурсами и полномочиями.

Грамотно выстроенная структура также позволяет  правильно распределить ответственность и полномочия по управлению доходами и расходами. 

По-хорошему, финансовая структура становится основой управленческого учета и системы мотивации.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЦЕНТРОВ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: 

  • Центр затрат
  • Центр прибыли
  • Центр доходов
  • Центр инвестиций

Центр прибыли – это   структурное подразделение, руководитель которого может влиять и, соответственно, отвечать за его  прибыль; понятно, что у него должны быть для этого достаточные полномочия.

К примеру, если руководитель департамента имеет возможность влиять на свои расходы - решать, кого брать  на субподряд, принимать или увольнять сотрудников, имеет возможность влиять на доходы - участвовать в продажах, выполнять больший или меньший объем работ или поставок, то он является центром прибыли.

Центр затрат - это структурное подразделение, руководитель которого отвечает за расходы, обычно это выражается в виде реализации задач  в рамках выделенного бюджета.

Центр доходов - это структурное подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за размер доходов.

Центр инвестиций - это структурное подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает полномочиями руководителя центра прибыли, но  также отвечает за объем, эффективность использования и возврат инвестиций.

В каждой компании (группе компаний) как правило не один центр финансовой ответственности, более того они отличаются по иерархии.

ЦФО первого уровня - это обычно сам холдинг или группа компаний, второго - это компании внутри него, третьего - это департаменты или филиалы, четвертого - отделы. Центом инвестиций обычно является сама компания в лице генерального директора, но бывает, что это делается на уровне холдинга.
Я думаю понятно, что продуктивная работа  невозможна без эффективной мотивации ответственных сотрудников - руководителей ЦФО, соответственно в системе их мотивации (премирования) и KPI это должно учитываться.

Часто задают вопрос: C чего начать и что делать для построения финансовой структуры? 

Отвечаю по шагам: 

  • Нужно четко понять текущее сложившееся функциональное распределение. Понять, кто за что отвечает. Определить, нет ли задвоений. Как идет обмен информацией, и какой документооборот это сопровождает.
  • Определить текущие статьи доходов и расходов, понять, кто и на какие статьи может оказывать влияние и кто за них отвечает.
  • Определиться схематически с   желаемой финансовой структурой,  классифицировать центры финансовой ответственности по видам и иерархии, увязать с организационной структурой (об организационной структуре подробней отдельно), определиться с ролью внутреннего контроля.
  • Сделать описание бизнес-процессов в виде регламентов, должностных инструкций, политик.
  • Сформировать бюджеты по ЦФО. 

Мы уже вскользь отметили, что финансовая структура связана с организационной структурой.    

Меняя организационную структуру, обычно меняется и финансовая.  Об организационной структуре мы поговорим в следующей статье.

Персональный сайт Сергея Елина
Сайт АКГ АИП
Журнал ФПР
Facebook Instagram Telegram YouTube

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц