Услышал высказывание: “Управление - самый сложный вид человеческой деятельности”. Не испугался задать самому себе вопрос: а что это такое - “управление”?
Под управлением понимаю достижение целей, используя имеющиеся (достижимые) ресурсы. Получается, когда говорят “управление”, не уточняют управление чем? упуская слово “ресурсами”. И не уточняют - для чего? упуская “для достижения цели”.
Нет ресурсов - нет управления. Нет цели - нет управления.
То есть, прежде чем говорить про управление деньгами, управление временем, управление телом, управление эмоциями, управление мыслями, управление сознанием и т.д., необходимо убедиться, что они есть, а потом определиться - чтобы добиться какой цели?
И в чем сложность управления? В том, что достижимых ресурсов вокруг очень много, и целей, обычно, очень много, часто противоречащих друг-другу целей. Приходится выбрать одну, отказавшись от других, а отказываться непривычно, страшно… Затем осваивать навыки взаимодействия (а они отличаются) с ресурсами, тратить одни ресурсы на другие, сочетать ресурсы между собой в работающей пропорции.... Управление - беспокойное занятие. А кому нравится беспокоиться?
Снижению беспокойства помогает понимание общих принципов. По крайней мере, уменьшаются сомнения - а туда ли иду? то ли делаю?
В прошлом посте писал про управление воронками продаж. Это финальное взаимодействие с потребителем, с целью увеличения результативности, ведущей к росту числа покупателей и покупок. Управление воронками продаж - это подход к управлению фирмой со стороны потребителя.
Более известен подход с противоположной стороны, со стороны производства, он называется “управление складами”. Слышал безапелляционное суждение матерого экономиста, что управление складами и есть управление фирмой. На мой взгляд, он не прав. Пытался показать его неправоту предыдущим постом.
Наглядное применение подхода управления через склады известно благодаря успеху компании Тойота, и провозглашенному ей принципу just in time (точно в срок).
Управление складами применимо не только в техническом производстве, но и в торговом производстве. Суть одна и та же - чтобы в нужное время нужное сырье(товар) были на складе в нужном количестве. Время, место, количество...
Не знаю как решали задачу на Тойоте в докомпьютерную эру, но с точки зрения компьютерной реализации - задача нетривиальная при большом числе позиций, разбросе минимальных квантов и сроков поставки, а в некоторых областях (в пищевом ритейле, например), разных сроков годности и разных условий транспортировки и хранения…
Как-то общался с прогерами, реализующими компьютеризацию управления складами средней фирмы... Часть комплектующих идет из Китая сборным морским контейнером несколько месяцев, а хватит их на месяц бесперебойного производства, часть комплектующих из соседней области можно получать только еженедельно по 2 упаковки, и хватит их на неделю, а минимальный квант поставки какой-то специальной глины - грузовик, которого хватит на полгода и т.д. Мозг закипает… До программирования приходится строить сложную модель…
Компьютер помогает планированию и учету, но не спасает от форс-мажора, непредвиденных задержек-срыва поставок, пересортицы, брака и т.п. Жизнь вносит коррективы, и нужны резервные, запасные варианты..
Таксисты рассказывали, иногда им заказывают поездки в другие города, на производства, откуда нужно срочно привезти в багажнике коробку-другую каких-то комплектующих для АвтоВАЗа (чтобы конвейер не останавливался)...
Боинг, одним из поставщиков которого было производство в Японии, когда Фукусиму накрыло цунами, в течении 2х недель(!) переключился на другого поставщика…
Понятно, что к рискам нужно готовиться заранее…
Зачем нужна вся эта суета? Казалось бы, сделал закуп впрок на год вперед и живи спокойно?
Проблема в ограничениях. Ограниченность средств на закуп (кредиты стоят денег), ограниченность складского пространства (склады стоят денег), упоминал ряд сфер, где есть срок годности (пищевка, фармацевтика и т.д.), а сырье стоит денег, да и утилизация остатков тоже стоит денег...
Какова цель управления складами?
Совместить планируемую техническим или торговым производством потребность с минимальными складскими остатками.
Это достигается увеличением скорости оборота остатков на складах. По другому - оборачиваемость запасов (inventory turnover).
Чем выше этот показатель, тем лучше управление.
-----------------------------------------------
Ранее по теме, здесь, в Дзен:
Строим бизнес-систему...
-----------------------------------------------