Найти в Дзене
Воз сена

«К НЕСЧАСТЬЮ, родители являются плохими воспитателями детей своих» (Гоголь)

Худ. В. Губарев.
Худ. В. Губарев.

Детство как наследство передается от отца к сыну, от матери к дочери… Жалко детей, у которых негодные родители.

Если спросить родителей, какие качества они хотели бы воспитать в своих детях, большинство из них назовут честность, доброту, ум, здоровье, уважение к людям и другие положительные качества. Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились, овладели хорошей профессией, благополучно жили, имели счастливую семью, не забывали своих родителей… хотят гордиться своими детьми. Примечательно, что желания родителей очень часто бывают связаны с тем, чего они сами не смогли добиться в жизни, или с тем, что устраивало бы их самих. Им кажется, что они лучше знают, кем должен стать и чем может заниматься их ребенок в будущем.

Одновременно важно отметить, что далеко не каждый из родителей имеет ясное представление о том, как добиться в воспитании детей желаемой цели. Многие родители (особенно молодые) вообще не придают этому процессу большого значения и не торопятся заниматься воспитанием своих детей. Им кажется, что это не такое уж сложное дело, и успокаивают себя тем, что не глупее других и помнят, как их воспитывали собственные родители. Поэтому не удивительно, что основная масса родителей просто не осознает того факта, что большинство неприятностей, которые случаются с их детьми (обман, грубость, убегание из дома, употребление наркотиков, занятия проституцией и многое другое), являются следствием неправильного воспитания в семье. В случившемся такие родители склонны винить самих детей.

В настоящее время психологи и педагоги сходятся во мнении, что воспитание детей является самой сложной работой на свете, приоритетная роль в которой должна принадлежать мужчине. От того, как эта работа (правильно или неправильно) исполняется в семье, зависит очень многое в жизни как самих детей, так и их родителей. Отсюда понятно, что справиться с работой по воспитанию детей родители смогут только тогда, когда овладеют научными основами (теорией и методикой) этой деятельности. Вот только (как оказывается!) нигде и никто их этому по-настоящему не учит.

Основная масса родителей хочет воспитать своего ребенка с заранее заданными качествами, как бы «подогнать его под собственные желания». Воспитание в такой семье, как правило, напоминает учебу в традиционной (авторитарно-репродуктивной) школе и строится в виде последовательных этапов: 1) информирование ребенка о том, что надо сделать, и постановка перед ним конкретной задачи; 2) контроль за исполнением проставленной задачи; 3) оценка ее результата в виде либо одобрения или поощрения, либо неодобрения, порицания или наказания; 4) анализ проделанной работы (определение, как лучше надо было выполнить задачу). На практике эта схема обычно упрощается: перед ребенком родителями ставится определенная задача (причем, смысл этой задачи редко объясняется), а затем родителями же оцениваются результаты ее выполнения. При этом ребенку при исполнении поставленной задачи редко оказывается со стороны взрослых какая-либо практическая помощь. Примерно то же происходит и в тех многочисленных случаях, когда ребенок совершает поступки (или проступки) по собственной воле. «Процесс воспитания» здесь обычно сводится к тому, чтобы дать оценку совершенному поступку – поощрить или наказать ребенка.

Отметим сразу, что указанная выше «методика» ничего общего с воспитанием не имеет. Она противоречит потребностям детей и поэтому не формирует у них интереса к исполняемой деятельности и положительных личностных качеств. Наоборот, она деформирует мотивационную сферу детей и побуждает к поступкам, которые противоречат общепринятым правилам проведения, наносит вред как их собственному здоровью, так и здоровью окружающих людей и прежде всего родителей. Плохо то, что со временем эти поступки могут закрепиться у них в виде вредных привычек и отрицательных черт характера. В результате может сформироваться «личность», которая радикально отличается от той «желаемой модели», к которой стремились родители.

Проблема усугубляется тем, что сегодня в воспитании детей в семье доминирующая роль, как правило, принадлежит женщине (матери), а не мужчине (отцу). Мать старается сформировать у ребенка «здравоохранительный» образ жизни. Это – в ее природе. С первых дней жизни ребенка (об этом выше уже говорилось) она выступает главным его защитником (заботится о том, чтобы он был сытым, согретым, чистым, бодрым и т.д.). Этой стратегии в воспитании она продолжается придерживаться и позже, когда ребенок уже становится достаточно самостоятельным и не нуждается в постоянной опеке. Разумеется, в заботливом отношении к ребенку мать нельзя упрекать. В то же время примерно с трехлетнего возраста для ребенка (независимо от того, кто он – мальчик или девочка) более актуальным становится «здоровьесозидающий» или «экспансивный» образ жизни, «носителем» которого является отец. Соответственно, с этого времени и до периода полной взрослости доминирующая роль в воспитании детей в семье должна принадлежать отцу (мужчине).

Если такового не происходит (например, в случаях, когда мужчина рано «уходит из семьи» или попросту не знает «своего места» в семье), женщина в воспитании собственного ребенка вынуждена брать на себя кроме «своих» еще и «мужские функции». А это плохо сказывается сначала на ее личности (у нее происходят или усугубляются невротические изменения в характере), а затем и на воспитательном процессе в семье, который приобретает нежелательные формы.

В статье использованы материалы из книги: Зайцев А. Г., Зайцев, Г. К. Педагогика счастья (Валеология семьи). СПб, 2002. С.185-188.

В заключение предложим литературно-педагогическую сцену для педагогического анализа и самоанализа.

Воспитатели

В одной семье собирали ребенка в летний лагерь.

Мать говорит:

– Кушай хорошо, днем спи, из лагеря не выходи.

Бабушка надела внуку набитый продуктами рюкзачок и говорит:

– Это тебе на первое время.

Отец дает другие указания:

– Делай регулярно зарядку, занимайся спортом, закаляйся, укрепляй тело.

А дедушка рекомендует:

– Ходи на дискотеку, дружи с девочками, пиши им sms-ки.

Слушает ребенок всех и про себя думает: «Все воспитывают и воспитывают! Скорей в лагерь – отдохну!»

Приехал он в лагерь и слышит:

– В одну шеренгу, становись! Мобильники сдать. Распорядок дня выполнять! И т. д. и т. п.

Большинство современных родителей не знают, как следует воспитывать детей, не придают этому должного значения и в совершаемых детьми проступках склонны винить не себя, а самих детей.

P.S.

Читайте на Канале "Воз Сена" статьи :

Как воспитывать мальчика (17.04.2019);

Как воспитывать девочку (17.04.2019).