Когда ты чем-то занимаешься, то главное любишь ли ты то, чем занимаешься. Если ты думаешь, что для того, чтобы полюбить, нужно специальное постановление и распоряжение кого-либо, то ошибаешься. Ты или любишь, или же – не любишь. И никто не знает почему вдруг однажды приходит любовь. На всё воля Божья. В делах возникновения любви мы не властны, это происходит по Его святой воле.
То же применимо и к богословию. Невозможно объяснить логически, за что я люблю богословие. Потому что здесь нет какой-то видимой причины. Действительно, Промыслом Божиим так сложилось, что я однажды вступил на этот путь. Чем дольше живу, тем больше понимаю, что путь этот уходит в бесконечность и главное на этом пути – учиться любить Бога и людей, которых Он сотворил.
Богословие помогает защититься от самых разных деструктивных проявлений нашей с тобой действительности. И я знаю о том, что не все знают об этой защите, считая, что можно обойтись без богословских знаний. Однако, не теория, а практика показывает обратное: именно богословие может не только решить многие трудные вопросы, с которыми сталкивается человек, но и наполнить жизнь таким количеством полезных и ярких образов, которыми не может похвастаться только художественная литература, которая повествует о вещах рациональных и не может заглянуть дальше земного и бренного.
Закон Божий
Для того, чтобы начать изучать богословие, нужно подробно разобрать старую дореволюционную дисциплину «Закон Божий», которая преподавалась раньше – до начала XX века – в светских учебных заведениях, гимназиях. Причём, даже тогда с этим предметом всё было не так уж и просто. И это тоже одна из косвенных причин русской революции…
Однако, эти «простые истины» мы с вами будем изучать и постигать. Хочу заметить, что при кажущейся их простоте, они на самом деле глубоки и даже непостижимы в полной мере, поскольку речь идёт о том, что превышает понимание, выходит за рамки разумного. Но знания эти не только не могут быть лишними, они необходимы.
Священное Писание Ветхого и Нового Заветов
Великая книга. Интересно то, что она была до нас с тобой. И потом, когда нас не будет, она всё равно останется для следующих поколений, для всего человечества.
В Священном Писании или Библии сообщается всё, что, с одной стороны, даёт знание о сотворении Богом этого мира, о грехопадении первых людей и последствиях грехопадения, о ожидании Мессии и Его рождении от Богородицы и Духа Святого, о проповеди Евангелия, страдании и воскресении Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, о Его втором пришествии, Страшном Суде всего человечества и многом другом.
Православное богословие отличается от протестантского, например, тем, что оно во всех своих проявлениях всегда опирается установленные на Первых 7-ми Вселенских соборах догматах вероучения и святоотеческое наследие, которое включает в себя обширный корпус богословской литературы, без изучения которой невозможно знать мир православия в полной мере. И в наше время до сих пор чтения святых отцов и понимание вопросов веры при их непосредственном участии, остаётся уделом тех православных верующих людей, которые однажды вступают на этот путь.
История Церкви
Чтобы быть христианином, нужно очень хорошо знать и понимать не только основные вероучительные догматы, но и ориентироваться в том сложном и не всегда однозначном пути, который прошла наша Церковь.
Сегодня в обществе отсутствует позитивный диалог об истории Церкви, не так часто обсуждаются те её страницы, которые повлияли на сегодняшний день или являются такими яркими и ценными, как Жития Святых людей или агиографическая литература.
Сегодня многие люди ещё до сих пор не знают, что на самом деле настоящая истинная история Церкви – это сохранившиеся до нас свидетельства о такой вере во Христа, когда и сама жизнь для христианина уже не была ценностью, совершался подвиг мученичества.
В этой связи, хочу заметить, что крестовые походы, расколы, унии и прочее – это тоже история Церкви, её тревожные страницы. И нужно учиться уметь делать правильные выводы из тех страниц церковной истории, которые мы сегодня знаем.
Теологический подход
В нынешнее время, по мимо всех уже существующих, появилась новая точка зрения – теология. Ведь на все вопросы современной действительности можно и нужно предоставлять не только светскую точку зрения, которая основывается на том, что Бога нет, но и знакомить ищущих людей с богословской или теологической точкой зрения, которая в последние десятилетия стала весьма актуальной.
Психология – молодая наука и она не может ответить на все вопросы, опираясь на то, что нет Бога. Любая другая гуманитарная дисциплина, даже политология и социология просто бессильны там, где требуется философия, которая одна может конкурировать с теологией.
Но философия опирается только на разум и логику, провозглашая, что нет ничего, кроме мыслящего человека, который постигает этот мир и является мерилом всех вещей и так далее. Теология же учит тому, что единственным субъективным путём познания для человека является мистический молитвенный опыт и участие в таинствах Церкви, а всё остальное – догматы, которые не надо пытаться понять, их нужно принять на веру.
Это противостояние науки и религии, философии и теологии длится много столетий. И оно продолжается в наши дни. Я стою на стороне теологии, и не потому что могу объяснить, почему именно такой выбор делаю, а потому что только богословие может, повторюсь, дать надежду и оградить от многих деструктивных явлений, которые способна принести атеистическая, отрицающая Бога наука.
Духовная дипломатия
Богословие всегда начинается с полемики с теми, кто находится вне веры, вне богословия. Это защита веры или по-гречески – апологетика. Увы, здесь практически все богословы терпят поражение именно в том, что начинают противоборствовать и пытаться «защищать» догматы, истину, веру.
Однако, Церковный календарь состоит из святых и мучеников, которые показывали совершенно другой пример защиты. Разумеется, нам с тобой до них далеко. Но помнить о них надо, когда начинается какой-либо диспут о вере, о Церкви, о библейских темах.
Христианину полезно изучать не только свою веру, но и иные вероучения, религии, религиозно-философские школы, потому что самая сильная критика, это не спор или противостояние, а сочувствие, сопереживание и понимание, что люди могут верить иначе, мыслить иначе, понимать иначе, любить по-своему. И всё это Божий Промысел, всё это попускает Господь.
Основное Богословие, к сожалению, всё ещё мало изучено и это главная причина того, что в сети так много видео с представителями религий, которые иногда могут весьма резко высказываться об иных религиях. Так вот, учиться действительно ЛЮБИТЬ людей – это центральная задача христианина, нравится ему это или нет. Это касается и меня, и тебя.
Бессмертие Воскресшего Христа
Христианство, в целом, это вера во Христа, а не просто набор обрядов и тех или иных традиций. Дело в том, что церковная служба, в которой нет христианского начала – пустое театральное действо. И главное для христианства – это знание о Воскресении и бессмертии Христа, а значит и о Его втором пришествии, ожидание Его пришествия, чтобы судить этот мир за всё беззаконие и все грехи, которые совершаются людьми.
Часто люди называют себя «христианами» или «крещёнными», но при этом не знают Христа, и никто им не сказал, что без Христа они не могут верить в Бога.
Богословие (теология) призвано отвечать на вопросы не только верующих, и не верующих людей, о том, зачем нужна вера во Христа, к чему она ведёт и что спастись от вечной погибели там, за гробом, можно только так, и никак иначе.
Всё во власти Господа. Без Его Святой воли ничего не происходит и происходить не может. Но Бог даёт нам право выбора: мы можем жить со Христом, и через него приходить к Богу, или – вне, а значит направляться к вечной погибели, лишившись вечной жизни.
Автор: Андрей Кабилов