"Горький чай генерала Йена" стал первым фильмом, показанным в Радио-сити-мьюзик-холле. Но вместо предполагаемых 2 недель проката фильм сняли с показа через 8 дней, несмотря на крупные убытки. Зритель оказался не готов к истории о межрасовых отношениях. Причем ладно бы в фильме рассказывалось о любви белого джентльмена и черной девушки, или о связи английского офицера и китаянки или японки. Тут проблем бы не было. В конце концов "Чио-чио-сан" Европа пережила. Но белая девушка и китаец!? Скандал!
Между тем в этой ленте Капры даже до секса дело не дошло. Все ограничилось разговорами, намеками и пр. Но признать то, что белая девушка может влюбиться в китайца, общество было не готово. Несмотря на то, что китайца этого, собственно, играл европеец, Нильс Астер, кстати, швед по национальности.
Итак, 1920-е годы, в Китае идет гражданская война. Меган Дэвис приезжает к жениху-миссионеру, но по дороге с вокзала автомобиль всесильного генерала Йена сталкивается с рикшей, который везет Меган. Это только пролог, генерал обратил внимание на белую девушку, но возвращается к своей наложнице Мах Ли. Чуть позже судьба опять сводит их. Боб и Меган пытаются вывезти из охваченного паникой города китайских сирот. Но местные бандиты нападают на них и оглушают. Меган приходит в себя в роскошном купе генерала Йена.
Проходит еще немного времени и она оказывается в загородном дворце генерала, где прямо под окнами расстреливают людей. И вот уже нет европеизированного военного в мундире цвета хаки. Есть китаец в шелковом халате, представитель чужого и странного народа, жестокий и беспощадный.
Иногда кажется, что эта история происходит где-то в параллельной вселенной, в мечтах или в сказочной стране. Все так экзотично, нереально, странно, романтично. Этому немало способствуют как восточные наряды персонажей, так и приемы, которые использовались при съемке. Чтобы изображение получилось размытым, на камеру надевали чулок, который прожигали сигаретой, если нужно было сделать изображение четким.
Это лента интересна лента именно тем, что четко показывает менталитет 1930-х годов. Роман Г. Стоун, по которому она поставлена, посвящен в основном духовному различию двух цивилизаций, западной и восточной. В фильме этот момент тоже есть, но упор сделан все же на физическом влечении. Для нас, зрителей 2020-х, сцена, когда Меган приходит к Йену и говорит о своей любви, в целом вполне обычна. Для начала 1930-х это была бомба: что-то жутко чувственное и крайне неприличное.
"Горький чай генерала Йена", пожалуй, слабее, чем "Леди на день" или "Эта замечательная жизнь жизнь". Но это очень любопытная вещь. И она хорошо показывает, как изменился мир за 90 лет.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/title/tt0023814/