Найти тему
Гражданская авиация

Ту-204 или самолет, появившийся не в то время и не в том месте.

Этот самолет проектировался как замена устаревших самолетов Ту-154. Работы по самолету начались в 80-х годах - начале 90-х годов. С 1990 года производится на заводе "Авистор-СП" в Ульяновске, а с 1996 года на КАПО имени Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Рассчитан на 164-215 пассажиров и на дальность полета 4200-5920 км. На нем были поставлены наши двигатели ПС-90А. Этот самолет проходит по требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, нормам по шумам на местности и выбросам вредных веществ. Допущены к полетам в странах Северной и Южной Америки и всего Евросоюза.

Из всех модификаций самыми перспективными были Ту-204СМ и Ту-214. Почему же были? Ответ прост - просто все финансирование пошло на новый проект МС-21 и на этот проект большие надежды у правительства России. А про доброго Ту-204 как будто все забыли. Конечно же мне нравится что МС-21 делают как новый самолет. Но! Зачем же при этом забывать о хорошем самолете. По моему это совсем неправильно. Нужно выпускать и предлагать покупателям оба самолета. Эти самолеты конкуренты друг другу. Да МС-21 новее и более экономичен в эксплуатации. Но что было то как говорится прошло. Уже никто не будет вкладываться в этот проект. Ту-204 так и останется только на гос заказах. А Ту-214 вообще закрыт для коммерческих версий самолета с 2010 года прекращено. Ту-204 СМ ближе всего к современным аналогам и мог бы конкурировать с Airbus A321 и Boeing 737-900ER и Boeing 757-200 (на него и ориентировались при постройке).

Если разобраться, то в продажу Ту-204 поступил в 1994 году. Все мы помним какое время было для России. СССР развалился. Уровень жизни был мягко говоря никакой. Постоянные кризисы и обрушения уже Российской экономики. Да тут еще и рынок открылся и в страну хлынули старые Боинги и Эйрбасы. Б/у самолеты покупали малые авиакомпании. А вот крупные стали заказывать новые американские и европейские самолеты. А причина была совершенно просто - подкуп чиновников, отвечающих за закупки в стране. Компания Боинг открыто говорила что на подкуп потратила 100 миллионов долларов. Зачем это было сделана? Ответ простой - развал советского авиапрома. И это им удалось. Теперь мы начинаем конечно восстанавливать, но это долгий и непростой путь. Время покажет что из этого всего выйдет. Вообще задержки начались на этапе разработки самолета. КБ Туполева долго не могло определиться с типом конструкции самолета. Концепция самолета менялась несколько раз. Вначале планировали сделать двухдвигательный с двигателями в хвостовой части самолета. Потом решили сделать конструкцию, при которой было три двигателя - один в киле, а два под крыльями на пилонах. И именно в 1986 году начали строить в виде всем нам привычном. А тут и 90-е и никому до него дела не было. Если бы Ту-204 взлетел в 1982 году, как и 757 Боинг, то это был бы действительно массовый самолет. Но увы. Ту взлетел на 7 лет позднее и это сыграло ключевой момент в выхода самолета в серийное производство. Еще важную роль сыграло то, что в СССР не было сделано экономичного двигателя. Ну этого просто не требовалось. Компании были государственные и цены на топливо были дешевые. А вот в современной России это основные параметры для покупки самолета. Еще в те времена стали перебои с поставками запчастей.

Что же можно сказать про этот самолет. Ту-204 был хорошим самолетом и остается таким. Но время упущено и проект для коммерческой эксплуатации закрыт и уже не вернется. Будем надеяться на успех нового самолета МС-21 будет куда успешнее и он не будут повторены ошибки Ту-204.