Что делать, если банк присылает смс о снятии крупной суммы, а вы ничего не делали? И что делать, если банк не сообщил об операции, а все деньги с вашей карты исчезли? Сегодня рассказываем, как действовать в таких ситуациях.
Главное, что надо запомнить — действовать надо немедленно. Если вы получили сообщение от банка о подозрительной операции, заявить о краже денег надо не позднее следующего дня.
Шаг 1. Блокируйте карту
Чтобы мошенники не смогли повторить операцию, карту надо заблокировать сразу же. Вот как это можно сделать:
- В мобильном приложении банка. Ищите в настройках опцию «Заблокировать»
- По телефону горячей линии. Номер для экстренной связи с банком всегда есть на обратной стороне банковской карты. Но будет лучше, если вы сохраните его — прямо сейчас — в своем телефоне. Во время разговора оператор спросит ваши паспортные данные и кодовое слово, или попросит вас назвать код из СМС, которое он вам отправит. После всех подтверждений карту сразу заблокируют
- В личном кабинете на сайте банка. Порядок действий будет тот же: вы выбираете опцию «Заблокировать» и подтверждаете операцию кодом из СМС.
- По СМС. Некоторые банки предлагают такую услугу. Обычно для активации необходимо ввести кодовое слово, например, «Блокировать» и последние четыре цифры карты.
- В отделении банка. Если вы обнаружили кражу, находясь недалеко от банка и если у вас есть с собой паспорт — можно не только сразу заблокировать карту, но и написать заявление на возврат денег
Шаг 2. Сообщите о краже и оформите возврат
По закону «О национальной платежной системе» банк обязан вернуть деньги, если вы
а) сообщили о краже не позднее следующего дня после того, как вас уведомили о сомнительной операции. Если вы не успеете этого сделать, банк вправе отказать вам в возвращении денег
б) не нарушали правила безопасности, когда пользовались картой. А именно: не хранили ПИН-код и карту в одном месте, не сообщали никому данные карты и не давали ее фотографировать и снимать с нее копии. Если у банка получится доказать, что вы нарушали безопасность, деньги вам не вернут.
О том, как именно вы должны сообщать банку о происшествии — по телефону или лично — должно быть прописано в вашем договоре, но чтобы не терять времени, лучше сразу позвоните в банк и выясните детали.
Идти в банк придется в любом случае для того, чтобы написать заявление о своем несогласии с операцией и требованием вернуть деньги. Обязательно сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял.
Так как кража денег — уголовное преступление, вам нужно будет написать еще и заявление в полицию. Мы уже рассказывали, какими способами мошенники пытаются украсть ваши деньги — здесь и здесь.
Что дальше?
Есть несколько вариантов развития событий:
1. Банк возвращает деньги после служебного расследования. Если преступники действовали на территории России, у банка есть 30 дней на решение вопроса, если за границей — 60 дней максимум. По итогам этого расследования с вами свяжется сотрудник банка. Деньги вернут, если вы вовремя обратились с заявлением и не нарушали правила безопасности.
2. Банк согласен вернуть деньги, но затягивает с выплатой. Обычно срок возврата денег прописан в договоре. Если за время, указанное там, банк не возвращает вам деньги, вы можете подать на него заявление в суд.
Если сроки не прописаны в договоре, банк должен действовать в соответствии с Гражданским кодексом: там написано, что выполнять долговые обязательства необходимо «в разумный срок». Конечно, и вы, и банк можете понимать эту формулировку по-разному, но в кодексе есть уточнение: обязательства должны быть выполнены в течение семи дней после предъявления требований. Поэтому если банк не торопится возвращать деньги, подождите пару недель и идите в отделение писать заявление со ссылкой на Гражданский кодекс - деньги вернуть в течение недели.
3. Банк отказывается возвращать деньги. В этом случае у вас есть право потребовать от банка письменный отказ с объяснением причин. Если банк откажется от объяснений или они вас не устроят, обращайтесь в суд. Если вы не нарушали договор и вовремя сообщили о краже, суд будет на вашей стороне.
Что делать, если банк не сообщил о незаконной операции?
Банк обязан уведомлять вас обо всех операциях. Как он это будет делать — через СМС-, пуш-уведомления или другим способом, всегда прописано в вашем договоре.
Если деньги украли, а банк не сообщил вам об этом, по закону он обязан возместить потери. Даже если вы обнаружили пропажу денег спустя год. Напишите заявление в банк с требованием перечислить на счет украденные деньги. В случае отказа можете смело идти в суд.
Как защитить себя от таких ситуаций
- Контролируйте все операции со своими картами: подключите уведомления, следите, чтобы мобильный интернет на телефоне всегда работал, чтобы не пропустить важное уведомление
- Никому не сообщайте свой ПИН-код или CVC-/CVV-коды, а также сроки действия карты. Если вам звонит якобы сотрудник банка и просит назвать какой-то код, не сообщайте ему никаких сведений. Настоящий сотрудник банка никогда не будет спрашивать секретную информацию
- Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из вашего поля зрения, следите за тем, чтобы никто не видел, как вы набираете ПИН.
- Не кликайте по ссылкам в письмах от неизвестных отправителей
- Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты или платежах по ней. Для этого звоните только по горячей линии банка — обычно она указана на обратной стороне карты или сайте банка.
- Если человек, представляющийся сотрудником банка, звонит вам с частного телефонного номера — скорее всего, это мошенник: обычно номера банков начинаются на 8-800. Чтобы убедиться, вы можете положить трубку и самостоятельно позвонить по банковскому номеру
- Не храните крупные сумму на карте, которую используете для ежедневных операций и всегда носите с собой
- Если вы не планируете выезжать с картой из России, обязательно скажите об этом сотрудникам банка
- Заведите отдельную карту для покупок в интернете и переводите на нее столько денег, сколько требуется в данный момент. Можно выпустить для этих целей виртуальную карту — у многих банков есть такая услуга.
- Обращайте внимание на состояние банкомата, когда снимаете деньги: следите, чтобы на нем не было никаких посторонних устройств, поверхность клавиатуры не отличалась фактурой, а сама клавиатура не шаталась
- Пользуйтесь банкоматами внутри отделений банков: они чаще проверяются и лучше охраняются