Понятно, что в настоящее время в связи с пандемией слово «кредит» чаще употребляется, в каком-то смысле, «наоборот». Люди надеются, во-первых, на кредитные каникулы, то есть — на отсрочку платежей. А, во-вторых, средний и мелкий бизнес рассчитывает на получение денег, причем под нулевой процент, хотя бы для выдачи зарплат своим сотрудникам.
Правда, и то, и другое, несмотря на слова президента, исполняется банками со скрипом зубовным. Но в конце концов жизнь придет в норму. И народ снова побежит за кредитами на покупку жилья и автотранспорта, для поездки на зарубежные курорты и т. д., и т. п. Вот тут-то важно не «влипнуть» в историю, как это произошло с героиней моего рассказа.
Даже те из читателей, чей возраст едва перевалил за 40, наверное, помнят времена, когда слово «кредит» имело только одно значение. А именно: «Мы купили в кредит то-то…» Заплатили наличными 10–15 процентов, а дальше уже магазин через бухгалтерию вашей организации вычитает из вашей зарплаты энную сумму. И не было необходимости бегать с купюрами по сберкассам и почтовым отделениям. Но все изменилось. Сегодня человек, прежде чем произвести какие-то крупные траты (например, открыть собственный бизнес), оформляет кредит в банке. Под проценты! И получает деньги. Наличные. Однако банки — отнюдь не благотворительные фонды. И если случается какой-то форс-мажор, они прибегают к помощи судов. Это, как говорится, присказка. Сказка — впереди.
Еще в январе я заметила, что соседка по лестничной площадке — хохотушка Зина — совсем перестала улыбаться и как-то резко постарела. Однако расспрашивать было неудобно: мало ли какие проблемы у человека. Недаром же говорят, что в каждой избушке свои погремушки. Но потом Зинаида сама пришла ко мне и рассказала о своей беде. Ситуация, в общем, стандартная, не раз обсуждавшаяся в СМИ. К сожалению, такова наша российская ментальность. Мы искренне уверены в том, что с другими может произойти что угодно, а вот со мной — никогда и ничего. (Кстати, именно так сегодня происходит и с ограничениями по коронавирусу.) В эту же категорию попала и моя доверчивая соседка, которая стала поручителем подружки Татьяны, взявшей кредит в два миллиона рублей в одном из местных отделений солидного банка. На развитие собственного бизнеса. Поскольку сумма была большая, банк предложил клиентке найти поручителей, которые могли гарантировать, что данная гражданка порядочна, а главное — платежеспособна, и в случае чего с выплатами проблем не будет.
— У нас же контейнеры почти рядом стояли, — всхлипывая, рассказывает Зина. — Да и дружили более 20 лет. (Для разъяснения: Зинаида торгует обувью на рынке.) Вместе начинали, за товаром ездили, столько вместе пережили. Знаешь, как в начале 90-х этот товар доставался? Как в тыл врага идешь — неизвестно, вернешься живой домой или нет. Ну, как я могла ей не доверять? Она сказала, что хочет продать место на рынке, а на эти деньги и на кредит купить небольшой продуктовый магазинчик. Ведь торговать продуктами более выгодно, чем обувью: не зависишь ни от моды, ни от времени года, люди хотят кушать каждый день. И твердо обещала взять меня к себе. Мол, хватит зимой мерзнуть, а летом от жары задыхаться. В общем, уговорила, и я подписала поручительство.
На следующий день после подписания документов Зина пришла на работу, а контейнер закрыт, Татьяны нет, и телефон почему-то не отвечал. Сначала ничего плохого не подумалось, решила, что бегает с оформлением документов на магазин. Но потом забеспокоилась и решила навестить подружку-партнершу. Но двери ей открыла незнакомая женщина и сказала, что Татьяна Васильевна неделю назад продала ей квартиру, и показала документы. А еще через месяц Зинаиде позвонили из банка и поставили ее в известность, что получатель кредита Татьяна Н., за которую она поручилась, прекратила выплаты после первого взноса. И по закону банк имеет право подать исковое заявление на досрочное расторжение кредитного договора и возврат всей суммы. А поскольку заемщик исчез, могут взыскать деньги с поручителей, одним из которых был сожитель Татьяны, а другим — Зинаида.
— Послушай, — спросила я, — а как вообще дали такой большой кредит? Вы же не владельцы заводов, газет, пароходов, а обычные (ты уж извини) торгашки средней руки?
— Если бы! — уже в голос зарыдала Зина. — Я пришла в этот банк, и мне показывают договор. В нем Татьяна значится — ни много ни мало! — старшим инженером на железной дороге с окладом в 75 тысяч рублей. Да еще в залог выставила джип за 800 тысяч, которого у нее сроду не было. Я не знаю, кто ей такие бумаги сделал, чья это машина. Ясно, что она такую аферу не одна провернула и готовилась к ней. Из банка два миллиона, квартиру продала за два с половиной, место на рынке. А теперь ищи-свищи, наверное, ее уже и в России-то нет. Она как-то обмолвилась, что брат в Молдавии живет, у него бизнес хороший. Может, к нему уехала, а мне платить. Спасибо, что еще не сразу все деньги потребовали, а помесячно, пока не выплачу. А то хоть в петлю лезь, пришлось бы жилье продавать. В банке объяснили, что, если бы я сама была заемщиком, можно было бы поискать варианты. Если человек перестает платить по какой-то серьезной причине — смерть или тяжелая болезнь клиента, даже пожар, все рассматривают индивидуально. И дают отсрочку. В общем, кинула меня подруга по полной программе…
Сегодня Зинина торговля накрылась медным тазом: карантин. Живет у матери в Подсинем, копается в огороде, помогает управляться со скотиной. За все время я видела ее раза два. С банком, видимо, все-таки как-то удалось договориться. Но я еще раз убедилась, что этот случай далеко не единичный. Кое-где ушлые граждане заставляют расплачиваться за свои кредиты целые поселения поручителей. Видимо, несмотря ни на что, живет в нас и еще долго будет жить доверчивый, лопушистый «совок». А уж пора бы привыкнуть, что жизнь не стоит на месте. Поэтому прежде, чем подписывать любую официальную бумагу (особенно это касается кредитных договоров, дарственных или доверенностей), внимательно прочитайте ее, причем несколько раз. Выражаясь деловым языком, реально оцените правовые последствия. И почаще вспоминайте пословицу: «Дружба дружбой, а табачок врозь», — которая возникла в России еще во времена Петра Великого. А наши предки были неглупыми людьми, слов на ветер зря не бросали!..
Марина ЮРЬЕВА