Формула гармонии (вторичной) природы и охотника проста: охотник + (плюс) биотехния – (минус) посредник = дичь. Формула гармонии первичной тайги и промышленника другая - 1 человек Х 15 и более тыс.га. Обсудим первую.
Не знаю, ощущаете ли, но спешка проникает и в тайгу. Если ранее в охоте ничего не менялось десятилетиями, нынче затейники стали непоседливыми и меняют правила чаще, чем мы успеваем привыкнуть к предыдущим.
Спрашиваешь их – что свербит-то – через прошлый опыт или эксперимент в отдельно взятом лесу лет на сто – не получится? Не отвечают – торопятся молча пацаны – скрывают что-то.
Но мы понимаем, что «меняющийся мир конструирует новые вызовы» (и всё одинаковые: то нефть выросла – некуда бабки девать, бурим-толкаем-гордимся, то нефть упала – надо искать - куда бабки дели, бурим-толкаем даром - и так много раз – это промышленность, вроде бы, называется).
Но мы тут, на земле не расстраиваемся новым правилам и вызовам – нет ничего более бесполезного, чем они. Потому что польза – она бывает одна, как и истина, и она гармонична – и кривым правилами и затеям не подчиняется, живет по своим. Вот и обсудим биотехнию с точки зрения срочной (и временной, и малой) пользы среде (природе), популяциям дичи, и, понятно, охотнику* – как части природы.
В ряду потребителей живой природы не будем забывать и про зрителя ее. Который уже скоро станет основным ее пользователем.
Потому что строить бизнес на «посмотреть», а не на «забрать» – самое то. Можно одно и то же перепродать много раз – не убывает. Хотя и «забрать» – тоже вечный бизнес, поскольку ресурс воспроизводится. Не нефть, чай. Условие одно - уметь сдерживать себя и довольствоваться малым.
Это условие – первое правило биотехнии, что бы нам специалисты не говорили про солонцы и веники в кормушке.
Подобрались к определениям. Перепишем (для себя) понятие биотехнии, как – «способа взаимодействия с живой природой», а не как – изменение продуктивности, увеличение, расширение и трали-вали. Почему. Потому что организму, а популяции – живые, просто не надо мешать.
Как погрузимся в биотехнию? Сначала тезисно, потом – в повидовую. Если обозначите интерес в комментариях (по глухарю - уже обозначили, да руки все не доходили - вот - дошли). Будет примерно так – тут про лося; а здесь - начало о глухаре.
Но начнем, как всегда с истории.
При царях биотехния была простой – ограничение леса и дичи простолюдинам, огороженные популяции, садки, стража, погони, казни.
При Советах с биотехнией все было элементарно. От реконструкции природной среды (в 20-е), одомашнивания дикарей (30-70-е), интродукции видов (50-80-е), генетики (все-таки), но названной иными словами (60-70-е), это явление обернулось периодом тихого баланса (70-80-е).
Объясним ту неудержимую реконструкцию природы периодом народного энтузиазма и жаждой свершений. А остановку процесса – старостью энтузиазма - когда уже все опробовано. Но, поскольку Советы нынче не велят любить – не будем. Согласимся, что все хорошее в мире придумал капиталист. И Elon Musk, понятно.
И кончился золотой век охоты, как и во всех отраслях – раздербаном.
Это - нынче.
Монархия пытается вернуться. Вновь найденные корни парнишкам покоя не дают. Но даже императоры не додумались до 80% частных угодий. А наши чего-изволите додумались.
Как: внезапно озаботившись охотничьим хоз-вом, законодатели отвязали охотничье животноводство от заборов**. Понятно - всю тайгу не огородишь – кто летал на Восток - знает – пока сделаешь пол-забора, скажем, от Балтики до Байкала – от Балтики до Вологды он упадет. А собственности на леса им хочется уже сейчас. И побольше. Потому за маленьким заборчиком будет дичь для отчета. А вся остальная природа будет закрыта простолюдину*** по причине «полувольного» разведения****.
Нынешний этап, назовем его корректно – этапом «накопления» - при всех своих, хм… качествах и недостатках - самое время для восстановления отношения к природе как к организму. Почему. Потому что вольер может ограничить аппетит капиталиста. Хотя в правилах он и звучит уже не вольером, а искусственной «средой». Но, как знать, как знать...
Обратимся к опыту других стран, где животные давно - бизнес. И без вольер. Потому что, видя животное за забором, зритель его (в основном) жалеет. Это надо иметь очень специфичный мозг, чтобы быть довольным лишь стрельбой в клетке.
Кто был на том берегу, в курсе, что любой нацпарк продаст вам скопления «вольного» зверя. Понятно – посмотреть. Как они это делают? Сначала закармливают. Затем туристы довершают, постоянно подкармливая зверя, но уже на свои. Еду покупая у парка.
Так зверь и теряет страх перед человеком. Плохо это? Не всегда. Когда кормежка не прерывается – полезно.
Затем зверя регулируют непублично (чтобы не шокировать детей, туристов и зеленых). В этом случае свое получают все – туристы потому что «спасли зверя, покормив его». Работники парка, которые забрали зверя, потому что замучаешься кормить его в туристское межсезонье. Зеленые, потому что не в курсе. Но хорошо в основном бюджету парка, в который туристы валят деньги. За посмотреть.
Что у нас.
В частных охотничьих хозяйствах биотехния нынче исполняется как:
(а) действие по созданию концентраций диких животных для их удобного отстрела: солонцы, кормовые поля, кучи картохи, сено, веники и т.п.
(б) ограничение доступа посторонних в лес – способами – конская цена, кривые законы, «вольеры», кордоны, пикеты, засады, армия, флот, дроны, фотоловушки, провокации и т.п.
Вот всю эту «биотехнию» и оценим с точки зрения пользы. Плавно перейдя (в следующих заметках) к оценкам реальных способов сделать лес гармоничным и продуктивным.
*-имеем ввиду, что интересы человека, животных и среды чаще не совпадают. В дополнение к тому, что не совпадают и интересы разных групп людей. Чаще совпадают интересы природной среды и охотника
**-смотрим новые «правила охоты»
***- про валежник мы тоже не догадывались, что переложить обязанность очистки леса с арендатора – капиталиста на крестьянина – это не финт ушами, а глобальная забота о глубинном крестьянстве
****-даже понятие «развод» в этих правилах звучит по-пацански – что нам чотко намекает…