Всем доброго времени суток, с вами Неоновый Герой, и сегодня я вам расскажу о главном злодее дебютного фильма Стивена Спилберга "Дуэль" из далёкого 1971 года. Сам фильм основан на одноимённом рассказе Ричарда Матесона. Коротко расскажу об основной фабуле фильма и книги. Обычный коммивояжёр Дэвид Манн не думал, что обогнав на пустынном шоссе ржавый грузовик с цистерной, тем самым бросит вызов безумцу. Изначально водитель грузовика строит мелкие пакости Манну, но его выходки становятся всё более опасными и жестокими. Дэвид понимает, что теперь ему нужно дать отпор безумному маньяку, чтобы выжить.
Несмотря на то, что фильм считается "крепким середнячком", в какой-то мере он стал культовым, во многом благодаря грузовику. Его жутковатый внешний вид и ржавый корпус во многом сыграл свою роль. По книге, кстати, водителя звали Келлер(что созвучно с английским killer - убийца), и он вёл охоту на водителей в каждом штате, причём весьма успешно. Несмотря на то, что в фильме зло в виде грузовика вполне реально, без налёта мистики (как это было в культовой "Кристине"), а водитель, хоть и не разу за фильм не показал своё лицо - все эти факты действительно пугает зрителя. Кто из нас в детстве не боялся огромных тяжеловесных грузовиков? И в качестве своеобразного "монстра" Peterbilt 281/351 сыграл вполне успешно.
В 1950 году в Окленде, Калифорния был выпущен первый грузовик Peterbilt модели 281. Это был один из первых послевоенных тягачей, который получил особую популярность среди дальнобойщиков и показал конкуренту в лице Kenworth, что Peterbilt всё ещё лидер среди выпуска тяжёлых тягачей . Его характерная форма и внешний вид был назван в среде водителей "Needlenose" ( с англ. "Острогуб"). Вероятно, главной причиной этого стала сдвоенная крышка капота, открывавшаяся по принципу «крыльев бабочки». Массовое же использование модели 281 началось с 1954 года на главном заводе Peterbilt в городке Дентон (штат Техас). Она была разработан специально для транспортировки на большие расстояния полуприцепов массой до 45 тонн. Под капотом Peterbilt 281 был установлен популярный в те годы шестицилиндровый двигатель с турбонаддувом Cummins NTC мощностью 350 л. с. Стандартной практикой для таких машин было агрегирование сразу двумя КПП (иногда нескольких видов). В нашем «Острогубе» основной была пятиступенчатая коробка Spicer, а вспомогательной – трехступенчатая Lipe-Brown. За трехосное исполнение этого грузовика отвечала компания Rockwell, т.к. классический заводской Peterbilt сходил с конвейера о двух осях. Версия на трёх осях получила числовое обозначение 351.
Кроме общей маниакальной жути, во внешности Peterbilt есть, на что обратить внимание. Во-первых, это дополнительное круглое зеркало на капоте. Это была довольно популярная у водителей старых грузовиков «опция». Все дело в том, что в те времена не существовало электронных систем управления агрегатами автомобиля. Так, при торможении двигателем (на пример при долгом спуске) механический ТНВД подавал слишком много топлива, которое не успевало до конца сгорать в цилиндрах, и «догорало» уже в выпускном тракте, что давало изменение цвета выхлопа. При длительном работе в таком режиме двигатель мог выйти из строя. Благодаря зеркалу на капоте водитель мог контролировать цвет выхлопных газов и принимать решение как ему дальше управлять грузовиком. Во-вторых, если присмотреться – то можно заметить, что на кабине сзади приделана довольно большая коробка. Это не что иное, как прообраз кондиционера. В ящик загружался лед, через который проходил воздух, поступающий в кабину, делая температуру в ней более комфортной. В-третьих, бензовоз комплектовался стальной пятисекционной цистерной производства Fruehauf Trailer Corporation. Такие делали еще в 1948-м, и их емкость составляла 7 000 галлонов (около 26,5 тонны). Еще одна интересная особенность – на цистерне отсутствуют стояночные домкраты (для тех кто не в курсе, он используются для того, что бы полуприцеп не упал, кода его разъединят с тягачом). Все дело в том, что подобные бензовозы в Калифорнии использовались в режиме двухсменной работы 7 дней в неделю. Тягач и цистерна фактически ни когда не расцеплялись. На некоторых машинах даже отсутствовали разъемы на пневмолиниях и электропроводке. Также, в финальной сцене можно увидеть один из первых тахографов, размещённый на приборной панели.
Всего в фильме сыграло три грузовика Peterbilt различного года выпуска, один из которых был уничтожен в финальной сцене. Два были из них (модель 281) попали в телевизионную версию фильма, и один (модель 351)использовался в эпизодах, которые доснимали для киноверсии.
Первым грузовиком был "Peterbilt 281" 1956 года выпуска На нем стоял рядный 6-ти цилиндровый двигатель Caterpillar мощностью 270 л.с. и 10-ти скоростная трансмиссия Fuller RT-9510 . Он участвовал в съемках почти всех эпизодах. Это именно он свалился в конце фильма со обрыва.
Интересный момент. Изначально планировалось что в пропасть грузовик столкнут при помощи специальной системы тросов и блоков без участия людей. Но в самый последний момент "что-то пошло не так", и каскадеру пришлось вести грузовику, выпрыгнув из него перед самым обрывом.
Вторым грузовиком стал так же "Peterbilt 281" 1960 г.в. К тому моменту как его купила компания Universal он уже «намотал» около миллиона миль. На машине стоял рядный шести цилиндровый двигатель Cummins 262, мощностью 262 Л. С, трансмиссия 5х3 Spicer/Brownie. Максимальная скорость составляла 74 миль в час с расходом по шоссе 5,1 л. Этот грузовик позже был выкуплен фанатом фильма Нейлом Лоссасо, который настолько фанател от грузовика, что найдя его, он продал свой новый мотоцикл"Харлей", чтобы расплатиться с продавцами. Некоторое время потребовалось что бы разыскать аутентичную цистерну (первую то скинули в пропасть). Так же для того что бы придать автомобилю вид, в кортом его видели зрители, Нейл обратился к знакомым, которые занимались спецэффектами на телевидении, и они, с применением уже современных материалов (в кино грузовик просто облили маслом и посыпали пылью) придали ему «rat look».
Третьим грузовиком стал "Peterbilt 351" 1964 г.в. Он был подготовлен для съемки эпизодов киноверсии. А именно он толкал школьный автобус, и пытался выпихнуть автомобиль "страдальца" под товарняк. После съёмок его вернули в департамент транспорта компании UNIVERSAL. По некоторым сведениям он был уничтожен во время создания другого кино.
Подведём итоги. Peterbilt 281/351 является одним из самых выразительных большегрузных грузовиков в американской культуре, во многом благодаря фильму "Дуэль". Его появление на дорогах Америки во многом повлияло на дальнейшее развитие тягачей компании Peterbilt, а в массовой культуре он появлялся достаточно часто: как в фильмах, так и видеоиграх. Те, однако, кто не знаком с фильмом "Дуэль" - советую ознакомиться. Это действительно напряжённый триллер, держащий в напряжении, в духе фильмов по книгам Стивена Кинга.